Решение №14РС О состоянии законности на территории Панкрушихинского района за 2018 год
- **Подробности**
- **Категория: 12 сессия (11.04.2019)**
- **Опубликовано **15.04.2019 02:18****
- **Автор: Администратор**
- **Просмотров: 499**
ПАНКРУШИХИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ
АЛТАЙСКОГО КРАЯ
РЕШЕНИЕ
«__ » ___________ 2019г. № ____
с. Панкрушиха
О состоянии законности на территории Панкрушихинского района за 2018 год
В соответствии со ст. 28 Устава муниципального образования Панкрушихинский район Алтайского края, Панкрушихинский районный Совет депутатов
РЕШИЛ:
- Информацию прокуратуры Панкрушихинского района «О состоянии законности на территории Панкрушихинского района за 2018 год» принять к сведению (прилагается).
- Обнародовать настоящее решение на официальном сайте Администрации района.
Председатель Панкрушихинского
районного Совета депутатов Ж.В. Косинова
Приложение
к решению районного
Совета депутатов
от «__» _________ 2019 г. № ____
С учетом обстановки, сложившейся в 2018 г., приоритетное внимание прокурора в отчетный период уделялось защите трудовых и жилищных прав граждан, несовершеннолетних и иных социально незащищенных категорий граждан, восстановлению законности в жилищно-коммунальном хозяйстве. Прокурором также принимались меры по обеспечению законности в сфере экономики. Продолжена работа в сфере реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Приняты меры к повышению эффективности работы правоохранительных органов, в том числе, по противодействию подростковой и рецидивной преступности, результативности прокурорского надзора на данных направлениях.
Результаты работы в сфере надзора за исполнением федерального законодательства
В 2018 при осуществлении надзора за исполнением федерального законодательства прокуратурой района выявлено 689 нарушений, что на 7% меньше, чем в 2017 (745). Снижение количества выявленных нарушений связано, прежде всего, с результативностью принятых в 2017 году мер прокурорского реагирования, способствовавших устранению нарушений федерального законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, трудового законодательства, законодательства о наркотических средствах, об охране прав инвалидов.
В целях устранения выявленных нарушений принесено 106 протестов на незаконные правовые акты (2017 – 121), внесено 185 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 74 лица (2017 – 220 и 81 соответственно), к административной ответственности по инициативе прокурора привлечено 54 лица (2017 - 48), в суды направлено 212 исковых заявлений на общую сумму 2105 тыс. руб. (2017 – 255 на 2940 тыс. руб.), объявлено 4 предостережения (2017 - 30), в следственные органы в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлено 2 постановления, по которым возбуждено 2 уголовных дела (2017 – 2/2).
Состояние прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере экономики характеризуется снижением принятых мер прокурорского реагирования. С целью устранения нарушений прокуратурой района принесено 43 протеста на противоречащие действующему законодательству правовые акты (2017 - 60), внесено 57 представлений об устранении нарушений законов, по результатам рассмотрения которых 14 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности (2017 – 97/31), в суд направлено 20 исков на сумму 328 тыс. руб., (2017 – 3 на сумму 54 тыс. руб.), по постановлениям прокурора района 1 лицо привлечено к административной ответственности (2017 – 4 лица), предостережения о недопустимости нарушения закона не объявлялись (2017 – 22).
Снижение статистических показателей в сфере экономики обусловлено результативностью принятых в 2017 году мер прокурорского реагирования об устранении нарушений законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе приведением правовых актов в указанной сфере в соответствие с нормами федерального законодательства.
В текущем году, как и в 2017, в связи с наличием на территории района задолженности по муниципальным и государственным контрактам прокуратурой района уделялось внимание соблюдению бюджетного законодательства, законодательства о контрактной системе. По мерам прокурорского реагирования задолженность государственных и муниципальных заказчиков перед субъектами предпринимательской деятельности по исполненным контрактам на конец 2018 снизилась на сумму 5 676 тыс. руб., количество должников, имеющих задолженность, снизилось с 23 до 6.
При осуществлении надзора за исполнением законодательства о землепользовании в 2018 прокуратурой района выявлено 7 нарушений закона (2017 - 4 нарушения), с целью устранения которых внесено 7 представлений (2017 - 2).
В текущем году по мерам прокурорского реагирования органами местного самоуправления приняты меры к оформлению права собственности, межеванию и проведению кадастровых работ на земельных участках, отведенных под общественные захоронения.
3.1.2. Нарушения законодательства о банках и банковской деятельности в 2018 не выявлялись (в 2017 - 0).
3.1.3. Нарушения законодательства об интеллектуальной собственности в 2018 не выявлялись (в 2017 - 0).
3.1.4. При осуществлении надзора за исполнением бюджетного законодательства состояние прокурорского надзора характеризуется незначительным снижением количества выявленных нарушений (с 20 в 2017 до 15 в 2018).
В текущем году в целях устранения выявленных нарушений принесено 9 протестов на незаконные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок принятия бюджетов, все из которых рассмотрены и удовлетворены (2017 – 9).
В связи с неисполнением администрацией Панкрушихинского района полномочий по пополнению доходной части бюджета, выразившееся в длительном непринятии мер по взысканию дебиторской задолженности по арендной плате в общей сумме 1 400 тыс. руб., внесено 1 представление главе района, по результатам рассмотрения которого нарушения устранены (2017 – 5 представлений в органы местного самоуправления в связи с непринятием мер по исполнению решений судов).
В рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о государственной и муниципальной собственности в 2018 выявлено 2 нарушения закона, внесено 1 представление, которое рассмотрено и удовлетворено, лица к дисциплинарной ответственности не привлекались (2017 – 3 нарушения, для устранения которых внесено 3 представления).
Прокуратурой района в 2018 пресечены факты незаконной передачи муниципального имущества в сфере жилищно-коммунального хозяйства, продолжена работа по установлению права собственности муниципальных образований на указанные объекты.
При осуществлении надзора за исполнением законодательства о безопасности дорожного движения в 2018 прокуратурой района выявлено 5 нарушений закона (2017 – 6), для устранения которых внесено 5 представлений, по результатам рассмотрения которых 3 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности (2017 – 5/3).
Как и в 2017, в 2018 при осуществлении надзора в данной сфере продолжено принятие комплекса мер прокурорского реагирования, направленного на активизацию деятельности органов местного самоуправления по надлежащему содержанию дорог, в т.ч. расчистке от снежных заносов, создающих угрозу безопасности дорожного движения, а также на необходимость установки соответствующих дорожных знаков.
Одним из важнейших направлений деятельности в 2018 являлся надзор за исполнением прав и свобод человека и гражданина. Это, в первую очередь, касается надзора за соблюдением трудовых и социальных прав граждан, что обусловлено социально-экономической ситуацией и, наличием фактов ущемления прав граждан. При осуществлении надзора за исполнением законодательства в социальной сфере в 2018 прокуратурой района выявлено 447 нарушений закона, что на 40 нарушений меньше, чем в 2017.
Для устранения выявленных нарушений прокуратурой района в 2018 принесено 28 протестов на незаконные правовые акты (2017 – 36), направлено в суд 190 исковых заявлений на сумму 1553 тыс. руб. (2017 – 250 исков на сумму 2395 тыс. руб.), внесено 96 представлений, по результатам рассмотрения которых 48 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности (2017 – 100/36), по постановлениям прокурора 52 лица привлечены к административной ответственности (2017 – 44), объявлено 4 предостережения о недопустимости нарушения законов (2017 – 5 предостережений), в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ в правоохранительные органы направлено 2 материала проверки, по результатам рассмотрения которых возбуждено 2 уголовных дела по ч.1 ст.157 УК РФ (2017 прокуратурой района в порядке п.2 ч.2 ст. 37 УПК РФ в правоохранительные органы направлено 2 материала проверки, по результатам рассмотрения которых возбуждено 1 уголовное дело по ч. 1 ст. 157 УК РФ, 1 уголовное дело по ст. 228 УК РФ).
Снижение количества выявленных нарушений связано, прежде всего, со снижением на территории района размера задолженности по заработной плате с 2 117 тыс. руб. в 2017 до 923 тыс. в 2018 и, как следствие, снижение количества предъявленных в суд заявлений о взыскании задолженности по заработной плате.
В сфере защиты прав инвалидов, престарелых и других социально незащищенных категорий граждан прокуратурой района выявлено 4 нарушения (2017 – 29), с целью устранения которых в суд предъявлено 3 иска, 2 из которых рассмотрены и удовлетворены (1 на рассмотрении), внесено 1 представление, по результатам рассмотрения которого к дисциплинарной ответственности привлечено 1 должностное лицо (2017 – 16/5).
По результатам рассмотрения исковых заявлений прокуратурой района в текущем году приняты меры к защите прав 2 пенсионеров на получение звания «Ветеран труда».
Снижение на 86 % количества выявленных нарушений обусловлено принятием в 2017 году результативных мер, направленных на обустройство пандусов в социальных объектах, формирование в библиотеках района специализированного литературного фонда для лиц с ограниченными возможностями здоровья, отмену муниципальных правовых актов, устанавливающих необоснованный размер надбавок к пенсии муниципальных служащих.
При осуществлении надзора за исполнением законодательства о здравоохранении в 2018 прокуратурой района выявлено 16 нарушений (2017 – 12), с целью устранения которых в суд предъявлено 15 исковых заявлений, 13 из которых рассмотрены и удовлетворены, внесено 1 представление, по результатам рассмотрения которого 1 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности (2017 – 2/0).
Выявлены нарушения прав 2 несовершеннолетних при лечении заболеваний одним из врачей-педиатров КГБУЗ «Панкрушихинская ЦРБ», применивший нетрадиционный метод лечения - наблюдение за солнцем незащищенным взглядом.
В связи с нарушением прав несовершеннолетних на оказание медицинской помощи в соответствии со стандартом, наличием угрозы их здоровья, прокуратурой района главному врачу КГБУЗ «Панкрушихинская ЦРБ» внесено представление, по результатам рассмотрения которого виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
При осуществлении надзора за исполнением законодательства в сфере образования прокуратурой района выявлено 3 нарушения (2017 – 24), с целью устранения которых внесено 2 представления, по результатам рассмотрения которых лица к дисциплинарной ответственности не привлекались (2017 – 16/5).
Снижение количества выявленных нарушений в указанной сфере связано с планомерной работой прокуратуры района в 2016-2017 по приведению локальных актов образовательных учреждений в соответствие с нормами федерального законодательства (в 2016-2017 принесено 8 протестов), принятием мер, направленных на соблюдение образовательными учреждениями принципа информационной открытости (в связи с названными нарушениями в 2016- 2017 внесено 8 представлений).
В 2018 выявлено 4 нарушения законодательства о наркотических средствах, с целью устранения которых внесено 2 представления, по результатам рассмотрения которых 1 лицо привлечено к дисциплинарной ответственности (2017 – выявлено 14 нарушений, для устранения которых внесено 10 представлений, по результатам рассмотрения которых 4 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности).
Снижение количества выявленных нарушений обусловлено завершением органами местного самоуправления работы по разработке и утверждению муниципальных программ в сфере профилактики потребления наркотических средств, формированием и утверждения порядка работы комиссий по профилактике, ставшей результатом принятых в 2017 году мер прокурорского реагирования.
В текущем году выявлены нарушения, связанные с отсутствием финансирования принятых программ.
Так, на территории муниципального образования Романовский сельсовета действует программа «Комплексные меры по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на территории Романовского сельсовета на 2014-2019 годы».
Вместе с тем, указанная программа на 2018 год не содержала конкретных мероприятий, сроков их исполнения, а также отсутствовали сведения об исполнителях данных мероприятий. Кроме того, финансирование мероприятий по противодействию злоупотребления наркотическими средствами в бюджете Романовского сельсовета на 2018 год не предусмотрено.
Аналогичные нарушения выявлены при реализации аналогичной программы, действовавшей на территории Луковского сельсовета.
Выявленные нарушения устранены по результатам рассмотрения принятых мер прокурорского реагирования.
При осуществлении надзора за исполнением законодательства об административных правонарушениях в 2018 прокуратурой района выявлено 79 нарушений закона (2017 – 64 нарушения), для устранения которых принесено 23 протеста (2017 – 11), в арбитражный суд направлено 1 заявление о привлечении лица к административной ответственности (2017 – 1), внесено 9 представлений, по результатам рассмотрения которых 3 лица привлечены к дисциплинарной ответственности (2017 – 1/1), по постановлениям прокурора района 54 лица привлечены к административной ответственности (2017 – 48).
Динамика выявленных нарушений в анализируемой сфере характеризуется увеличением количества выявленных нарушений, что обусловлено увеличением числа возбужденных прокурором района дел об административных правонарушениях, изменением в текущем году законодательства в сфере административных правонарушениях, послуживших основанием для опротестования муниципальных правовых актов, регламентирующих порядок возбуждения и рассмотрения дел.
В текущем году прокуратурой района уделено большое внимание соблюдению требований законодательства об обеспечении безопасности граждан в местах массового пребывания.
В 2018 выявлено 45 нарушений законодательства об обеспечении пожарной безопасности (в 2017 - 33) с целью устранения которых внесено 15 представлений, по результатам рассмотрения которых 11 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности (2017 – 13/7), принесен 1 протест на локальный акт (2017 – 0), по постановлению прокурора к административной ответственности привлечено 7 должностных лиц (2017 – 0), в суд предъявлено 2 исковых заявления, которые рассмотрены и удовлетворены (2017 – 0).
Основная часть выявленных нарушений связана с неисполнением собственниками торговых помещений, образовательными учреждениями требований законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности (отсутствие необходимого количества средств первичных мер пожарной безопасности, системы оповещения людей при пожаре).
При осуществлении надзора за исполнением законодательства о жилищных правах граждан в 2018 г. выявлено 23 нарушения (2017 – 0), с целью устранения которых принесено 2 протеста на незаконные правовые акты, в суд предъявлен 21 иск о признании за несовершеннолетними права собственности на жилые помещения, приобретенные за счет средств материнского капитала, которые рассмотрены и удовлетворены.
В 2018 г. прокуратурой района по результатам надзора за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе выявлено 3 нарушения, что на 80% меньше, чем в 2017 г..
Прокуратурой района внесено 3 представления главам муниципальных образований, не исполнивших обязанность по назначению лиц, ответственных за ведение реестра служащих, уволенных в связи с утратой доверия, в рамках рассмотрения которых нарушения устранены.
Снижение количества выявленных нарушений обусловлено принятием в 2017г. мер, направленных на приведение муниципальных нормативных актов в сфере муниципальной службы в соответствие с нормами изменившегося регионального законодательства.
Результаты надзора в сфере соблюдения прав и интересов несовершеннолетних
Увеличением на 41% количества выявленных нарушений характеризуется работа прокуратуры района по осуществлению надзора в сфере соблюдения прав и интересов несовершеннолетних.
В 2018 г. прокуратурой района выявлено 148 нарушений прав несовершеннолетних (2017 – 86), на незаконные правовые акты принесен 1 протест (2017 г. – 12), внесено 39 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 20 лиц (в 2017 г. – 38/16), по постановлениям прокурора к административной ответственности привлечено 7 лиц (2017 г. - 3), предостережено о недопустимости нарушения закона 3 лица (2017 г. – 4). В защиту прав и законных интересов несовершеннолетних в суд направлено 73 исковых заявления (2017 г. - 3).
Увеличение количества выявленных нарушений связано с проведением комплексных проверок в сфере жилищных прав несовершеннолетних, а также проведением проверки по обращению опекунов по вопросу начисления опекунских пособий в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.12.1997 № 1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края».
При осуществлении надзора за исполнением законодательства в сфере обеспечения общедоступности, бесплатности и безопасности дошкольного и общего образования прокуратурой района выявлено 37 нарушения, с целью устранения которых принесено 1 протест, внесено 16 представлений, по результатам рассмотрения которых 10 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, в суд предъявлено 3 исковых заявления, к административной ответственности привлечено 5 должностных лиц (2017 г. – 24 нарушения, с целью устранения которых принесено 4 протеста, внесено 16 представлений).
Так, прокуратурой района принесен 1 протест на Правила пропускного режима в здании школы, утвержденные Приказом директора МКОУ «Панкрушихинская СОШ», которые в нарушение п.п. 17-19 Постановления Правительства РФ №1235 не содержали положения, предусматривающие меры ответственности за нарушение пропускного режима, порядок проведения процедуры проверки.
Выявлены нарушения в деятельности комитета администрации Панкрушихинского района по образованию на доступное дошкольное образование.
Так, комитетом администрации Панкрушихинского района по образованию в нарушение положения Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детские сады)», утвержденного Постановлением Администрации Панкрушихинского района от 23.12.2014 №422, зарегистрировано 33 заявления граждан, имеющих право на внеочередное и первоочередное зачисление ребенка в дошкольную организацию без документов, подтверждающих преимущественное право при зачислении.
В связи с чем, председателю комитета администрации Панкрушихинского района по образованию внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено.
В ходе проверки соблюдения законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в образовательных организациях, установлено, что в МКОУ «Луковская сош» в нарушение п.п. 472, 474 Правила противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, количество огнетушителей не соответствует требованиям пожарной безопасности (в здании МКОУ «Луковская сош» размещено 9 огнетушителей, при необходимом количестве 15). По результатам рассмотрения представления необходимое количество огнетушителей не приобретено, денежные средства на приобретение огнетушителей не выделены.
В связи с чем, прокуратурой района в суд предъявлено исковое заявление о признании бездействий МКОУ «Луковская сош», комитета администрации Панкрушихинского района по образованию незаконными, и возложении обязанности по устранению нарушений в сфере обеспечения пожарной безопасности (рассмотрено и удовлетворено).
В отчетном периоде с целью устранения нарушений законодательства в сфере охраны здоровья и жизни несовершеннолетних внесено 16 представлений, по результатам рассмотрения которых 8 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности (2017 г. - 16/7), в суд предъявлено 2 исковых заявления (2017 г .– 3 на 69 тыс. руб.), к административной ответственности привлечено 7 должностных лиц (2017 г. – 3), объявлено 3 предостережения (2017 - 4).
Например, в ходе проверки соблюдения норм безопасности при эксплуатации игрового оборудования на спортивных игровых площадках установлено, что в нарушение п. 6.5.1 ГОСТ Р 52301-2013, п. 6.5.1 ГОСТ Р 55679-2013 в МКОУ «Панкрушихинская сош» графики проведения осмотров детской и спортивной площадки отсутствуют, в нарушение п. 5.7.1 ГОСТ Р 52299-2013 1 качалка-балансир на территории начальной школы МКОУ «Панкрушихинская сош» не имеет поручней.
Кроме того, в филиале МКОУ «Панкрушихинская сош» «Березовская оош» в нарушение п. 7.8 ГОСТ Р 55679-2013 не проводятся мероприятия по регулярному обслуживанию оборудования, в результате чего на футбольных воротах и баскетбольных щитах отсутствует краска, конструкции не защищены от коррозии, баскетбольная площадка заросла травой, что создает угрозу здоровья несовершеннолетних. По результатам рассмотрения преставления прокуратуры района детские игровые и спортивные площади приведены в соответствие с требованиями ГОСТов.
В 2018 прокуратурой района в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из их числа, внесено 2 представления, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 1 должностное лицо, в суд предъявлено 44 исковых заявления о взыскании денежных средств на содержание ребенка в семье опекуна (семье попечителя) на общую сумму 305 тыс. руб. (2017 г. - 4/3).
Кроме того, в 2018 году выявлены нарушений в части соблюдения жилищных прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2017 – 0).
Так, установлено, что в 2018 году в КГБУ «Панкрушихинский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» помещено 2 воспитанника достигших 14-летнего возраста, которые на праве собственности жилые помещения не имеют, однако администрацией детского дома документы на указанных воспитанников в уполномоченное краевое учреждение с целью включения их в Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями не направлялись.
Кроме того, установлено, что 4 воспитанника КГБУ «Панкрушихинский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» имеют в долевой собственности жилые помещения, вместе с тем, акты обследования технического состояния жилых помещений, информация о сохранности жилого помещения, об оплате коммунальных услуг и содержания жилья в Центре отсутствовала.
6. Результаты работы по противодействию преступности
6.1. В 2018 г. количество зарегистрированных преступлений в сравнении с 2017 г. уменьшилось с 222 до 187 (-15,8%), из них расследовано 138 (в 2017 г. –167) или 75,4%.
Количество преступлений, по которым предварительное следствие обязательно уменьшилось со 116 в 2017 г. до 90 в 2018 г., -26%.
Число преступлений, по которым предварительное следствие не обязательно, уменьшилось до 97 (АППГ – 106, - 8,5%).
Наибольшее количество зарегистрированных преступлений, по-прежнему, составляют кражи – 68 преступлений (в 2017 г. – 87, снижение на 21,9%), преступления связанные с незаконным оборотом наркотиков – 9 (в 2017 г. – 9).
Уменьшилось количество преступлений, совершенных против личности – 24 (в 2017 г. – 34, снижение на 29,5%). Наиболее распространенным преступлением данной категории является угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью – 11 (в 2017 г. – 12).
В 2018 г. выявлено 0 преступление коррупционной направленности (АППГ – 0), 0 преступлений экономической направленности (в 2017 г. – 2).
На том же уровне осталось количество разбое – 3, с 5 до 1 уменьшилось количество угонов (-80%).
Основное место в структуре преступности, по-прежнему, занимают преступления против собственности – 46,5% (в 2017 г. – 51,4%).
Большинство совершенных преступлений относятся к категории небольшой и средней степени тяжести.
Удельный вес особо тяжких преступлений на территории района в 2018 г. значительно увеличился в сравнении с 2017 г. и составил 1,6% (в 2017 г. – 0,9%). Это связано со снижем общего числа преступлений (количество особо тяжких преступлений увеличилось с 2 до 3).
По тем же причинам увеличился удельный вес тяжких преступлений, составив 14,4% (в 2017 г. – 12,3%), при этом их количество уменьшилось с 28 до 27. Количество преступлений небольшой и средней степени тяжести составило 84% (в 2017 г.- 86,8%)
Снижение количества зарегистрированных преступлений отчасти связано со снижением количества зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст.159 УК РФ (с 10 до 2), ст.158 УК РФ (с 63 до 46) что обусловлено профилактической работой среди граждан, направленной на предупреждение преступлений, совершаемых в сети Интернет, хищений с банковских карт, «телефонных» мошенничеств. Отчасти это связано с ослаблением работы по выявлению превентивных составов преступлений, снижением показателей по выявлению латентных преступлений, совершенных в предыдущие периоды, и не известных сотрудникам полиции.
Также при осуществлении прокурорского надзора в 2018 г. отменено 6 постановлений о возбуждении уголовных дел (в 2017 г. – 1). Путем вынесения незаконного решения об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям сотрудники правоохранительных органов пытались поставить на учет 2 преступления (АППГ – 0).
В 2018 г. выявлено 139 лиц (в 2017 г. – 161), совершивших преступления, среди них лиц, не имеющих постоянного источника дохода – 108 (в 2017 г. – 121), ранее совершавших преступления – 90 (в 2017 г. – 122), из них ранее судимых – 43 (в 2017 г. – 38), условно осужденных - 13 (в 2017 г. – 12), несовершеннолетних – 11 (в 2017 г. – 10), женщин - 23 (в 2017 г.- 22), иностранных граждан и лиц без гражданства – 4 (в 2017 г. – 0).
Число лиц, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения значительно снизилось и составило 68 (в 2017 г. – 94, -29,6%). При этом в состоянии наркотического опьянения лица преступления не совершали. (АППГ – 0).
Снизилось количество преступлений, совершенных в общественных местах - с 41 в 2017 г. до 27 в 2018 г. (-34,1%), в т.ч. уличная преступность снизилась с 39 до 22 (-43,6%).
Указанные изменения связанны как с общим уменьшением количества зарегистрированных преступлений, так и с уменьшением количества определенных составов, влияющих на данные показатели. К примеру, на 35% уменьшилось число преступлений, предусмотренных ст.264.1 УК РФ.
Федеральные и региональные программы профилактики правонарушений и приоритетных направлений социальной профилактики правонарушений исполняются в полном объеме. В целях профилактики преступности на территории Панкрушихинского района утверждена Программа по профилактике правонарушений и усилению борьбы с преступностью в Панкрушихинском районе.
На выполнение всех целевых программ предусматривалось финансирование. Предусмотренные программами мероприятия исполнены в полном объеме. Для решения задач по предупреждению преступлений привлекаются общественные объединения и граждане, однако они недостаточно активно принимают участие в профилактике преступлений.
В 2018 г. прокуратурой района внесено 5 представлений в сфере профилактики совершения преступлений, из них: 3 – в сфере профилактики рецидивной преступности, 2 – в сфере профилактики преступности несовершеннолетних. По результатам рассмотрения представлений к дисциплинарной ответственности привлечено 1 должностное лицо органа системы профилактики.
Состояние прокурорского надзора за расследованием преступлений и процессуальной деятельностью следственных органов
В 2018 г. прокурором отменено 15 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенные следователями СО МО МВД (в 2017 г. – 14), 11 постановлений, вынесенные следователями Каменского МСО СУ СК РФ по АК (в 2017 г. – 5).
По фактам вынесения незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в адрес начальника ГСУ при ГУ МВД России по АК внесено 2 представления, по результатам рассмотрения которого 1 лицо привлечено к дисциплинарной ответственности (в 2017 г. – 2/1).
После отмены прокурором незаконных решений об отказе в возбуждении уголовного дела возбуждено 0 уголовных дел (АППГ – 1).
СО МО МВД от учета укрыто 0 преступлений (АППГ – 1). СО МО МВД на учет необоснованно поставлено 2 преступления (АППГ – 0), Каменским МСО СУ СК РФ по АК – 1 (АППГ – 0). В 2018 г. прокурором отменено 1 постановление о возбуждении уголовного дела, вынесенных следователями СО МО МВД России «Хабарский» (в 2017 г. – 1), 0 постановлений Каменского МСО СУ СК РФ по АК (АППГ – 0).
После проведения дополнительных проверок возбуждено 1 уголовное дело СО МО МВД, 100% (АППГ – 1, т.е.100%).
В 2018 году следователями СО МО МВД России «Хабарский» вынесено 4 ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу (АППГ - 8).
Следователями Каменского МСО СУ СК РФ АК заявлено 2 ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу (АППГ – 2).
В 2018 г. следователем Каменского МСО СУ СК РФ по АК допущено 2 факта задержания в порядке ст.91 УПК РФ лиц при отсутствии достаточных доказательств, изобличающих их преступную деятельность. На основании постановления следователя данные лица освобождены (в 2017 г. – 0). По данному факту в адрес руководителя Каменского МСО СУ СК РФ по АК внесено требование, которое рассмотрено и удовлетворено.
В 2018 году прокурору для принятия решения в порядке ст.221 УПК Каменским МСО СУ СК РФ по АК направлено 18 уголовных дел (АППГ – 20); СО МО МВД России «Хабарский» - 45 (АППГ - 55).
Следователям СО МО МВД России «Хабарский» для производства дополнительного расследования возвращено 5 уголовных дела (АППГ- 9), Каменского МСО СУ СК РФ по АК - 1 (АППГ – 0).
Основаниями для возвращения уголовных дела для производства дополнительного следствия явились неполнота предварительного следствия, неустановление всех обстоятельств, подлежащих доказыванию. По результатам дополнительного расследования уголовные дела направлены в суд.
По фактам нарушений федерального законодательства при производстве предварительного следствия следователями СО МО МВД России «Хабарский» внесено 3 представления, которые рассмотрены и удовлетворены. По результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено 4 следователя СО.
В адрес руководителя Каменского МСО СУ СК РФ по АК внесено 1 требование, которое рассмотрено и удовлетворено.
В 2018 году СО МО МВД России «Хабарский» по нереабилитирующему основанию прекращено 0 уголовных дел в (АППГ – 8). Также прекращено 2 уголовных дело по п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ в отношении 2 лиц (обвинение не предъявлялось).
Каменским МСО СУ СК РФ по АК прекращено 2 уголовных дела (АППГ – 1).
В 2018 г. на стадии досудебного производства допущен 1 факт реабилитации (АППГ – 0). Следователем Каменского МСО СУ СК РФ по АК прекращено 1 уголовное дело в отношении бывшей главы администрации Велижанского сельсовета, подозреваемой в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.159 УК РФ. В ходе предварительного следствия не установлено достаточных данных, указывающих на наличие в действиях подозреваемой состава указанного преступления. Обвинение не предъявлялось, мера пресечения не избиралась.
СО МО МВД России «Хабарский» в 2018 году вынесено 72 постановления о приостановлении предварительного следствия (АППГ - 125). Абсолютное большинство постановлений вынесено по п.1 ч.1 ст.208 УПК РФ, 1 по п.2 ч.1 ст.208 УПК РФ. Из них прокурором было признано необоснованными 21 постановление о приостановлении предварительного следствия (АППГ – 62).
Причинами отмены постановлений о приостановлении предварительного следствия явилось невыполнение всех необходимых следственных действий, направленных на установление истины по уголовному делу.
Снижение количества приостановленных уголовных дел обусловлено как общим снижением количества отмен приостановленных уголовных дел, так и отсутствием уголовных дел, представляющих определенную сложность при расследовании. Этим же объясняется снижение количества отмен незаконных постановлений о приостановлении.
После отмены прокурором необоснованных постановлений о приостановлении предварительного следствия в суд направлено 2 уголовных дела (АППГ - 0).
Каменским МСО СУ СК РФ по АК приостановлено 1 уголовное дело по п.1 ч.1 ст.208 УПК РФ (АППГ- 0).
В 2018 г. на действия органов предварительного следствия поступило 11 жалоб (в 2017 г. – 19), из них: 5 жалоб на действия следователей Каменского МСО СУ СК РФ по АК, удовлетворена 1 (АППГ – 1/0); 1 жалоба - на нарушения, допущенные следователями СО МО МВД России «Хабарский» при расследовании уголовных дел (оставлена без удовлетворения); 5 жалоб– о несогласии с постановлениями об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенными следователями СО МО МВД России «Целинный», которые не удовлетворялись.
В 2018 г. прокурором выявлено 93 нарушения при производстве предварительного следствия, допущенных следователями СО МО МВД России «Хабарский» (в 2017 г. – 140). По данным фактам внесено 3 представления (в 2017 г. – 4), которые рассмотрены и удовлетворены, 1 лицо привлечено к дисциплинарной ответственности (в 2017 г. – 3) По факту нарушения требований ст. 6.1 УПК РФ внесено 3 представления (в 2017 г. – 4).
Также в 2018 г. в адрес начальника СО МО МВД России «Хабарский» внесено 17 требований (в 2017 г. – 14). В связи с нарушением требований ст. 6.1 УПК РФ внесено 11 требований (АППГ – 14).
Следователями Каменского МСО СУ СК РФ по АК допущено 14 нарушений (АППГ – 9). В связи с выявленными нарушениями внесено 5 требований (АППГ – 7), которые рассмотрены и удовлетворены.
Положительным моментом является активное направление органом следствия уголовных дела в порядке ч.1 ст.427 УПК РФ. В 2018 г. в судом удовлетворено 3 ходатайства следователей о применении принудительных мер воспитательного характера, которые удовлетворены (АППГ – 1/1). Продолжилось практическое применение новеллы законодательства относительно судебного штрафа. Органами следствия направлено 5 соответствующих ходатайств, которые были удовлетворены судом, в удовлетворении 1 отказано. Активнее стал применятся арест имущества на стадии предварительного следствия. Однако в связи с тем, что из 6 внесенных ходатайств в удовлетворении 2 было отказано судом, необходимо скорректировать правоприменительную практику в данном направлении.
При этом следует отметить, что органами следствия практически не реализовывались полномочия по прекращению уголовных дел на стадии предварительного следствия по нереабилитирующим основания, что привело к увеличению количества уголовных дел прекращенных в суде.
Наличие решений, дающих право на реабилитацию, также указывает на необходимость принятия дополнительных мер, направленных на оперативное осуществление прокурорского надзора на всех стадиях предварительного расследования.
Состояние прокурорского надзора за расследованием преступлений и процессуальной деятельностью органов дознания
По результатам проверок отменено 83 постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (в 2017 г. – 102), из них постановлений, вынесенных сотрудниками МО МВД России «Хабарский» - 81 (в 2017 г. – 98), 1 постановление, вынесенных ОД ТО НД №6 (в 2017 г. – 2), 1 постановление ОСП по Панкрушихинскому району (в 2017 г. – 3). Материалы направлены для проведения дополнительных проверок.
Основаниями отмены большинства постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела явилась неполнота проведенных доследственных проверок (отсутствие объяснений заявителя, неустановление суммы причиненного хищением ущерба, вынесение решения при наличии признаков состава преступления).
В 2018 году 12 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела отменялось прокуратурой района 2 и более раза (АППГ – 5), ОД ОП по Панкрушихинскому району – 12 (АППГ – 5), По одним и тем же основаниям отменялось 4 постановления (АППГ – 0). В связи с невыполнением необходимых доследственных мероприятий и не выполнением указаний прокурора по данным материалам, в адрес начальника МО МВД прокуратурой района внесено 2 представления. По большинству материалов вынесение постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела связано с отсутствием лиц, которых необходимо опросить, неготовностью медицинских исследований.
По результатам дополнительных проверок, проведенных после отмены прокуратурой района незаконных постановлений, в 2018 г. сотрудниками полиции возбуждено 3 уголовных дела (в 2017 г. – 3).
В ходе выездных проверок в населенные пункты района факты укрытия сотрудниками полиции сообщений о преступлениях путем непринятия заявления о преступлении не выявлялись (в 2017 г. – 0).
В 2018 г. по инициативе прокурора на учет поставлено 6 преступлений (АППГ – 5), снято с учета 4 преступления (АППГ – 0). Фактов необоснованного укрытия и необоснованной постановки на учет по многоэпизодным уголовным делам и экономическим преступлениям в 2018 г. не выявлено (в 2017 г. – 0).
В 2018 г. отменено 5 постановлений о возбуждении уголовного дела, вынесенных дознавателями МО МВД России «Хабарский» (в 2017 г. – 0). Кроме этого, отменено 2 постановления о возбуждении уголовного дела ОСП по Панкрушихинскому району.
Наиболее типичными основаниями для отмены постановлений о возбуждении уголовного дела явились неполнота проведенных доследственных проверок, неверная квалификация деяний, неустраненные противоречия, имеющиеся в материалах и влияющие на квалификацию содеянного.
Повторно возбуждено 4 уголовных дел (в 2017 г. – 0).
В 2018 году прокурору для принятия решения в порядке ст.226 УПК РФ поступило из ОСП по Панкрушихинскому району 4 уголовных дела (АППГ - 12), ОД МО МВД России «Хабарский» - 47 (АПIIГ - 46).
Для производства дополнительного дознания в ОД МО МВД России «Хабарский» уголовные дела не возвращались (АППГ – 0).
В ОСП по Панкрушихинскому району уголовные дела для производства дополнительного дознания не возвращались (в 2017 г. – 0).
По фактам нарушений федерального законодательства дознавателями ОД МО МВД России «Хабарский» внесено 2 представления, которые рассмотрены и удовлетворены (АППГ – 2).
Дознавателями ОД МО МВД России «Хабарский» по нереабилитирующим основаниям прекращено 11 уголовных дел (АППГ - 32).
Из них, в связи с примирением с потерпевшим прекращено 11 уголовных дел (АППГ – 30).
В связи с декриминализацией деяния ОД МО МВД России «Хабарский» прекращено 0 уголовных дел по п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ (АППГ – 2).
Причины снижения количества уголовных дел, прекращенных на стадии дознания обусловлено более взвешенным подходом к принятию такого решения. Более пристально стала рассматриваться предыдущая преступная деятельность граждан привлекаемых к уголовной ответственности, полнота возмещения причиненного ущерба.
При осуществлении надзора выявлялись нарушения, допускаемые при прекращении уголовных дел. В 2018 г. прокурором отменено 2 реабилитирующих решения органа дознания, вынесенных по одному уголовному делу. Причинами отмен явилась неполнота дознания. (АППГ – 2). В настоящее время уголовное дело находится в производстве (АППГ - 2 уголовных дел повторно прекращены).
Случаев незаконного воздействия на потерпевших в целях получения согласия на прекращение уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям не выявлялось.
Дознавателями ОД МО МВД России «Хабарский» в 2018 году приостановлено 24 уголовных дела по п. 1 ч. 1 ст.208 УПК РФ (АППГ - 40). По иным основаниям уголовные дела не приостанавливались. Прокурором отменено 9 незаконных решений о приостановлении дознания (АППГ - 20). По результатам дополнительного дознания уголовные дела были вновь приостановлены.
Основаниями для отмены постановлений о приостановлении дознания явилось выполнение не всех следственных действий, возможных в отсутствие подозреваемого, отсутствие сведений о месте нахождения подозреваемого.
В 2018 г. в прокуратуру района поступило 6 жалоб на действия (бездействия) органа дознания, дознавателя (АППГ - 16), из них признано обоснованными и удовлетворена 1 жалоба (АППГ -2).
Причинами удовлетворения жалоб послужила неполнота доследственной проверки (материал находился на проверке в прокуратуре района в 5 суточный срок), в связи с чем постановление об отказе в возбуждении уголовного дела было отменено.
В 2018 г. прокурором выявлено 24 нарушения при производстве дознания, допущенных дознавателями ОД МО МВД России «Хабарский» (в 2017 г. – 66). По данным фактам внесено 2 представления (в 2017 г. – 6), по результатам рассмотрения которых 1 лицо, допустивших нарушения, привлечено к дисциплинарной ответственности (в 2017 г. – 2).
В 2018 г. внесено 4 требования об устранении нарушений федерального законодательства по уголовным делам, находящимся в производстве ОД МО МВД России «Хабарский», которые рассмотрены и удовлетворены (в 2017 г.- 5).
Результаты работы по обеспечению участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел
В 2018 судами Панкрушихинского района рассмотрено 117 уголовных дел с вынесением итоговых решений в отношении 131 лица (2017 г. – 117 уголовных дел в отношении 125 лиц), из которых 46 дел в отношении 46 лиц рассмотрены мировым судьей (2017 г.– 64 дела в отношении 65 лиц), 71 дело в отношении 85 лиц рассмотрены федеральными судьями (2017 г. – 53 дела в отношении 60 лиц).
В особом порядке рассмотрено 50 дел в отношении 56 лиц (2017 – 76 дел в отношении 77 лиц). Уголовные дела в порядке гл.40.1 УПК РФ не рассматривались.
Обвинительные приговоры постановлены по 80 уголовным делам в отношении 91 лица (2017 – 96 дела в отношении 100 лиц).
Случаев отказа государственного обвинителя от обвинения не имеется.
Панкрушихинским районным судом вынесен 1 оправдательный приговор.
В 2018 г. судами прекращено по нереабилитирующим основаниям 32 уголовных дела в отношении 34 лиц (2017 г. – 21 в отношении 25 лиц).
В отчетном периоде судом вынесено 4 постановления о применении принудительных мер воспитательного воздействия в отношении 5 несовершеннолетних (2017 г. – 0).
В 2018 г. прокуратурой района внесено 5 апелляционных представлений на решения федерального судьи (2016 г. – 9), апелляционные представления на решение мирового судьи не приносились (2017 г.– 1)., из них: 3 представления рассмотрены и удовлетворены, 1 отклонено, 1 на рассмотрении.
По жалобам участников процесса приговоры не изменялись и не отменялись (2017 – 0).
Результаты работы органов прокуратуры по обеспечению участия в гражданском и арбитражном процессе
Прокуратурой района в суды общей юрисдикции в порядке гражданского и административного судопроизводства направлено 209 исковых заявлений на общую сумму в размере 1882 тыс. руб., что на 17% меньше результатов исковой работы за 2017 г. (254 заявления на общую сумму 2940 тыс. руб.).
Из предъявленных исков судами рассмотрено 164 на 1317 тыс. руб. (2017 г. - 261 на 3056 тыс. руб.), с удовлетворением в 146 случаях, прекращено ввиду добровольного исполнения требований прокурора в 16 случаях (2017 г. – 0), прекращено по иным основаниями в 2 случаях (2017 – 0), случаев отказа в удовлетворении иска не имелось (2017 – 0).
Снижение количества предъявленных исковых заявлений связано с снижением размера задолженности по заработной плате перед гражданами с 2 116 тыс. руб. до 923 тыс. руб., так в текущем году предъявлено 59 заявлений о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности, тогда как в за аналогичный период прошлого года - 185 заявления о выдаче судебных приказов о взыскании задолженности по заработной плате.
В интересах граждан и неопределенного круга лиц заявлено 170 исковых заявлений на 1552 тыс. руб. (2017 – 249 на 2395 тыс. руб.).
Приоритетное значение в исковой деятельности имели вопросы защиты прав несовершеннолетних лиц (73), соблюдение трудового законодательства (63), пенсионных и социальных прав (62).
В защиту пенсионных и иных социальных прав граждан в суд направлено 62 исковых заявления на общую сумму 453 тыс. руб. (2017 г. - 56 иска на сумму 139 тыс. руб.).
Данную категорию составили иски о взыскании недополученной компенсации расходов на приобретение твердого топлива, о взыскании суммы затраченной на потребленную электроэнергию, о признании бездействий МКОУ «Велижанская сош» незаконными, возложении обязанности обеспечения доступности Интернет-сайта школы для слабовидящих граждан (27 рассмотрено и удовлетворено, производство по 1 делу прекращено ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора, 13 оставлены без рассмотрения).
В защиту прав несовершеннолетних в суд направлено 73 исковых заявления на сумму 466 тыс. руб. (2017 – 3 исков на 69 тыс. руб.).
Основу заявлений в защиту прав несовершеннолетних (89% от общего количества исков, предъявленных в данной сфере) составили требования о взыскании денежных средств на содержание ребенка в семье опекуна (семье попечителя) и о признании права собственности на жилое помещение, приобретенное за счет средств материнского капитала.
Также в данную категорию вошли исковые заявления к МКОУ Велижанская, Луковская сош о возложении обязанности по устранению нарушений в сфере обеспечения пожарной безопасности.
В интересах неопределенного круга лиц в суд предъявлено 1 исковое заявление о возложении обязанности на МУП «Теплоцентраль» обеспечить запас топлива. Исковое заявление рассмотрено и удовлетворено.
А также 1 исковое заявление к КГБУЗ «Панкрушихинская ЦРБ» о признании бездействий незаконными, возложении обязанности устранить нарушения законодательства о здравоохранении (рассмотрено и удовлетворено).
Учитывая проблему распространения туберкулеза, прокуратурой района в суд направлено 14 исковых заявлений о понуждении граждан пройти профилактический медицинский осмотр (7 рассмотрено и удовлетворено, производство по 5 делам прекращено ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора района, 2 на рассмотрении).
В интересах Российской Федерации, Алтайского края и муниципальных образований в суд направлено 13 исковых заявлений на общую сумму 330 тыс. руб. (2017 г. – 3 иска на сумму 491 тыс. руб.) о возмещении затрат на оказание медицинской помощи (9 рассмотрено и удовлетворено, 4 на рассмотрении).
В порядке административного судопроизводства в суд направлено 26 (2017 г. – 1) заявлений о признании информации запрещенной к распространению, из них: 20 – информаций о продаже дипломов высших учебных заведений (19 рассмотрено и удовлетворено, производство по 1 делу прекращено), 6 – информаций о продаже магнитов для остановки приборов учета (5 рассмотрено и удовлетворено, производство по 1 делу прекращено).
В порядке уголовного судопроизводства в суд в анализируемом периоде направлено 2 исковых заявления на сумму 223 тыс. руб. в интересах муниципального образования Панкрушихинский район о взыскании ущерба, причиненного лесному фонду, которые рассмотрены и удовлетворены (2017 г. – 1 иск на сумму 54 тыс. руб.).
По результатам рассмотрения 1 гражданского дела о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечения доступности Интеренет – сайта МКОУ «Велижанская сош» для слабовидящих граждан заявлено 1 ходатайство о вынесении частного определения, которое судом удовлетворено (2017 г. – 3).
Так, в результате рассмотрения дела установлено, что в 2017 г. с целью устранения нарушений по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации, размещенной на сайте МКОУ «Велижанская СОШ» в сети Интернет прокуратурой района директору школы внесено представление. МКОУ «Велижанская сош» дважды направлялась заявка в Комитет администрации Панкрушихинского района по образованию на выделение денежных средств для установки программы, вместе с тем финансирование мероприятий по установке программы Комитетом администрации Панкрушихинского района Алтайского края по образованию своевременно не осуществлялись, сроки финансирования не устанавливались.
С учетом изложенного судом председателю Комитета Администрации Панкрушихинского района по образованию вынесено частное определение.
В сфере законодательства об административных правонарушениях в 2018 г. прокуратурой района в Арбитражный суд Алтайского края направлено 1 заявление о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ ИП Мамедова Р.С., которое находится на рассмотрении (2017 г. – 1).
В 2018 г. прокуратурой района возбуждено 48 дел об административных правонарушениях, рассмотрено и удовлетворено 54 дела (2017 – 46).
Прокурор Панкрушихинского района
младший советник юстиции А.С. Шиханов