- **Подробности**
- **Категория: Газета ТРИБУНА ХЛЕБОРОБА**
- **Опубликовано **27.03.2012 05:22****
- **Просмотров: 1329**
Страницы истории
Первый предприниматель на селе, или Первичный капитал
Вырос парубок на селе под названием Велижанка. Вроде бы и догадаться можно по одному названию, чем люди на селе занимались: вели жать!
А как талантлив народ, что так кратко и метко охарактеризовал самого себя местом жительства: мы — люди Земли, мы приумножаем богатства земли!
Кровь заиграла у парня — решил жениться. Но на ком жениться, чтоб не прогадать, счастливым быть в семейной жизни? Пошёл к гадалке. Раскинула та на картах и молвила: "На своей деревенской женишься — бедно жить будешь, из соседней деревни возьмёшь — так себе жить будешь с ворчливой женой, на дальней женишься — возьмёшь девушку по сердцу и счастливо будешь жить, и богато!".
Не поленился бравый парень и поехал за своим счастьем в самую-самую дальнюю деревню, до которой доехать смог. Выбрал, как гадалка велела, что к сердцу прилегла, душе понравилась, хорошую и пригожую да домовитую. Привёз добрый молодец себе невесту, и зажили они своим домком, народили четверых детей: Кузьму, Марфу, Анну, Капу. Крестьянствовали как все, деток на ноги поднимали, дали всем высшее для того времени деревенское образование в церковно-приходской школе.
Когда дети подросли, между всеми были распределены домашние обязанности. Кузьма с Марфой управлялись во дворе: за скотиной смотрели, коров доили... Анна по дому матери помогала: убирала, стирала, готовила... Капитолина проявила способности к портняжьему делу, научилась у деревенских мастериц кроить и шить и засела за машинку. Домашние шутили, уберут с утра в доме мама Акулина и сестра Анна и скажут: садись, сори! С 14 лет начала работать Капа профессиональной портной — по рублю в день вырабатывала. Отец Михайло удивлялся: "Мужик в деревне за день столько не зарабатывает, как ты!".
Семья богатела. Большое подворье, полное скотины; земля урожайная, плодовитая... Появилась кубышка с деньгами. Построили большой деревянный двухэтажный дом. Внизу дома открыли лавочку, а наверху семья жила. Отец Михаил Иванович Земеров ездил в Камень-на-Оби за товарами для всей деревни, а мать Акулина Пафнутьевна стояла за прилавком и торговала.
Кубышка росла. А в то время с. Велижанка было местом ссылки политических заключённых. Подружился с ними смекалистый мужик, знал, где недостающие знания получить, больно-то не развернёшься в делах с умением писать, читать, считать, чем обогатила церковная школа. С их помощью построил на селе ветряную мельницу, открыл маслобойню — добро делал себе и людям! Ценилось тогда сибирское маслице, душистое да целебное, полученное в экологически чистой природе, на экспорт шло, и платили за него червонцами, золотыми монетами.
Предреволюционное время. Какой-то мятежный дух витал в воздухе, как лермонтовский злой дух.
Случилась засуха. Неурожайный год. Частенько так бывает в Сибири: то скачем, то плачем! Разгромили селяне маслобойню, хоть помогала она им богатеть, было куда сдать молоко, сливочки и взамен получить золотые червонцы. Положил якобы Михайло в основание маслобойни иконку, чтоб Бог благословение дал на доброе дело. Понесли эту иконку односельчане по селу: так вот почему случилась засуха — икону в землю зарыли, грех допустили, боженьку обидели!
Понаехали солдаты царской армии, велели все части маслобойни, растащенные по деревне, собрать, маслобойню восстановить. Это право хозяина, где ему свои иконы хранить, куда класть! Не бывает худа без добра! Теперь уже хозяин, поддержанный властью, с помощью тех же политических ссыльных не маслобойню восстановил, а целый маслозавод построил и выписал мастера по маслоделию из Европы (из европейской части России).
Но в жизни не так гладко стелется, как в сказке сказывается, где всё кончается добром. Жизнь в чересполосицу, черное с белым меняется, белое с чёрным. Надорвались Кузьма и Марфа на тяжелых физических работах и поумирали. Отец в половодье ездил по своим делам, переезжал бурную речку — мостки сорвало, и его понесло, закрутило в водовороте между ледяных глыб. Спасла русская баба, некрасовская, что "коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт". Она пришла в это время на берег бурливой реки выстиранное бельё полоскать. Видит: в круговерти глыб, воды, снега человека несёт, одна голова торчит над гремучей поверхностью — никак он не может вырваться из стрежня реки, хоть и у обочины потока его. Подошла она к самому-самому краешку берега и наклонилась над водой, вытянула вперёд руку. Дальше рассказывает отец: "Я только и успел схватить её за кончик пальчика, так несло меня...". Но вцепился, как клещ, как щипцами — не сорвать, скорей, палец можно было оторвать! Баба рванула на себя изо всей моченьки и выдернула бедолагу из потока.
Однако недолго после этого продолжалась жизнь героического мужика. Захирел от пережитого стресса и переохлаждения. "Управится, бывало, утром во дворе, придёт домой и скажет: "Брось, мать, что-нибудь на пол — я отдохну!" — вспоминала Акулина. К осени умер, видимо, скоротечную чахотку схватил.
Вот так сколачивался первичный капитал, который своим горбом наживался. Из семьи в шесть человек трое положили свои жизни на его создание. Это вам не нынешний олигархический капитал, созданный прибавочной стоимостью тружеников бывших общественных предприятий. Ни один олигарх пупок свой не надорвал, жизнь не положил на приобретение своего капитала в миллионы и миллиарды рублей. Неужели вы думаете, что капитал, созданный на присвоении общественной собственности в частные руки, продержится дольше, чем на честном труде создавших его?! Ну, поживём — увидим!
М. Я. Помочникова (внучка М. И. Земерова записала по воспоминаниям своей матери Земеровой К. М.).
«ТХ» №24 от 27 марта 2012 г.
**Комментарии**
**RSS лента комментариев этой записи**