СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ — одна большая семья
- **Подробности**
- **Категория: Газета ТРИБУНА ХЛЕБОРОБА**
- **Опубликовано **01.09.2012 02:35****
- **Просмотров: 1323**
Августовская педконференция
Система образования — одна большая семья
Двадцать восьмого августа состоялась конференция педагогических работников “Приоритетные направления развития системы образования Панкрушихинского района в условиях реализации национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”, на которой присутствовали коллективы образовательных учреждений, Глава района, Глава Администрации района, главы сельсоветов, руководители и специалисты структурных подразделений.
На большом педсовете прошло обсуждение проблем и результатов деятельности муниципальной системы образования в 2011‑2012 учебном году и стратегии их решения, определены основные направления развития муниципальной системы образования в рамках приоритетных направлений развития общего образования, состоялся обмен эффективным и инновационным опытом в обучении и воспитании.
С докладом по теме конференции выступила Н. А. Брянская, председатель комитета Администрации Панкрушихинского района по образованию. А. И. Илларионов, директор МКОУ “Панкрушихинская сош”, высказал мнение и поделился опытом по двум направлениям: “Внедрение и реализация Федерального государственного образовательного стандарта в начальной школе” и “Внедрение и применение дистанционных образовательных технологий в пилотной Панкрушихинской школе”. Р. И. Бухтина, учитель начальных классов МКОУ “Подойниковская сош”, используя свой опыт работы, рассказала о внедрении и реализации Федерального государственного образовательного стандарта в начальной школе.
О. Г. Фризен, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД “Панкрушихинский ЦДТ”, представила презентацию проекта “Экологическая тропа”, пригласив всех на экскурсию.
О роли профсоюза в системе образования рассказала Н. А. Пахомова, председатель районной профсоюзной организации работников образования Панкрушихинского района.
Е. И. Дронова, директор МКОУ “Зятьковская сош”, поделилась опытом организации работы по улучшению условий обучения в Зятьковской школе.
Торжественным моментом стало награждение педагогов, руководителей школ, глав сельсоветов Почетными грамотами и Благодарственными письмами Администрации края, главного Управления образования и молодежной политики, Администрации района и комитета по образованию, в котором приняла участие С. И. Штань, депутат Алтайского краевого Законодательного Собрания.
Традиционно состоялось чествование ветеранов педагогического труда и юбиляров.
Уважаемые коллеги,
уважаемые гости конференции!
Скоро осень, за окнами август… Через несколько дней все образовательные учреждения гостеприимно распахнут свои двери перед учениками. И учитель вновь начнет сеять разумное, доброе, вечное. А сегодня мы по традиции собрались в этом зале, чтобы подвести итоги прошедшего учебного года и определить направления и перспективы на год предстоящий.
Этот год юбилейный. Год 75-летия Алтайского края, Год российской истории. Это год активного обновления общего образования.
А. Б. Карлин, Губернатор Алтайского края, сказал: "Регион, в котором вопросы образования решаются по принципу "и так сойдёт", обречён. У него нет будущего. Поэтому одним из ключевых направлений социальной политики краевой власти стало в буквальном смысле возрождение системы образования".
Основными направлениями, определенными в образовательной инициативе "Наша новая школа" в соответствии с региональной ведомственной и районной целевыми программами развития системы образования Панкрушихинского района, являются: переход на новые образовательные стандарты; развитие системы поддержки талантливых детей; совершенствование учительского потенциала; изменение школьной инфраструктуры; сохранение и укрепление здоровья школьников; расширение самостоятельности школ.
Говоря о планировании и организации деятельности, необходимо акцентировать внимание на том, что работа не ограничивается только собственно школами, так как школа не сможет обновиться в отрыве от детского сада и системы дополнительного образования детей.
Главной задачей в новом учебном году станет повышение качества предоставляемых образовательных услуг и доступность дошкольного образования для всех слоев населения. Основной проблемой остаётся нехватка мест, с чем столкнулись и жители Панкрушихинского района.
Охват дошкольным образованием по району составляет 38,9%. Это низкий показатель по краю. Для реализации Поручения Президента в крае утверждена долгосрочная целевая программа по развитию дошкольного образования, в которую на условиях софинансирования вошел Панкрушихинский детский сад "Улыбка". Для реконструкции здания из краевого бюджета было выделено 10 млн. 800 тыс. рублей, а также на приобретение детской мебели и оборудования дополнительно выделено 448 тыс.800 рублей.
В середине октября 2011 года строительная фирма ООО "Аура" приступила к работе, и реконструкция близится к завершению. Открытия долгожданного нового детского сада "Улыбка" ждут 60 ребятишек в возрасте от 1,5 до 7 лет.
Начинается реконструкция Велижанского детского сада "Сказка", на которую выделено из краевого бюджета 4 млн. 800 тыс. рублей.
Эти мероприятия значительно улучшат ситуацию, но не решат проблему полностью. Задача — в течение года открыть дополнительно группы в ныне действующих детских садах "Ромашка" в с. Подойниково и "Солнышко" в п. Березовский.
Многое делается для создания комфортной среды педагогическими коллективами детских садов "Берёзка", "Солнышко", "Ромашка". В них наработаны и используются системы здоровьесберегающих технологий, которые включают в себя организованные формы двигательной активности в течение всего дня.
В МКДОУ "Панкрушихинский детский сад "Берёзка" и МКДОУ "Подойниковский детский сад "Ромашка" ведётся большая работа по развитию экологического воспитания. Детский сад "Берёзка" получил два Благодарственных письма Главного управления образования и молодёжной политики Алтайского края за высокий уровень организации экологического образования детей. Занял второе место в краевом смотре-конкурсе территорий и учреждений по экологическому образованию и воспитанию детей. Участвуя в краевом конкурсе "Детский сад Алтая-2012", вышел во второй тур.
Педагогические работники дошкольных учреждений повышают педагогическое мастерство, участвуя в профессиональных конкурсах различного уровня. Районный конкурс "Воспитатель года" выявил лучшего — Жаринову Е. Г., музыкального руководителя МКДОУ "Панкрушихинский детский сад "Берёзка", которая в 2012 г. вошла в состав участников (их было 15) краевого конкурса и достойно представила район (награждена Почётной грамотой управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи).
Школьное образование представляет собой один из определяющих этапов жизни человека, является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны. В общем образовании, в соответствии с национальной образовательной инициативой "Наша новая школа", приоритетными направлениями деятельности в новом учебном году будут: продолжение перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты, предполагающие повышение уровня социальных компетенций российских школьников; формирование системы оценки качества образования; совершенствование системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью; создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями; создание целостной образовательной среды на основе информационных технологий как фактора повышения качества образования.
С 1 сентября 2011 г. началось введение Федерального государственного образовательного стандарта в начальных школах района. Второй год мы будем работать в заданном направлении. В связи с этим была обеспечена качественная подготовка к работе в начальной школе по новому стандарту. В настоящее время педагоги начальных классов всех школ района прошли курсовую подготовку, продолжается апробация стандарта начальной школы в 3 кл. МКОУ "Панкрушихинская сош" (учитель Карпенко Н. Н.).
Продолжена в рамках КПМО работа по созданию современной школьной инфраструктуры: во всех 1 классах обновлена мебель в соответствии с требованиями СанПиНа, на приобретение учебно-лабораторного оборудования и внеурочную деятельность из краевого бюджета выделено 910 тыс. рублей, половина денежных средств уже освоена (таблицы, комплекты карточек, материалы для проведения практических и лабораторных работ, сухие бассейны, тематические уголки, уголок ИЗО и т.д.); получены в 2012 году две транспортные единицы для перевозки школьников (МКОУ "Велижанская сош" на маршрут "Велижанка-Алексеевский" и МКОУ "Зятьковская сош" на маршрут "Зятьково-Бирючий", "Зятьково-Павловск"); в рамках мероприятий по энергосбережению МКОУ "Панкрушихинская сош" оснащена прибором учета тепла и две школы приборами учета водоснабжения; в двух школах района (Панкрушихинской и Урываевской) на средства КПМО (7 млн. 173 тыс. рублей) проведена замена окон и отмостки, кроме этого, в Урываевской школе по программе аварийности образовательных учреждений заменена крыша, идёт ремонт потолков и фундамента. Из федерального и краевого бюджетов выделено на эти нужды 2,5 миллиона рублей. Идут ремонтные работы на крыше МКОУ "Высокогривская оош" по программе ГО МЧС.
На сегодняшний день МКОУ "Панкрушихинская сош" является одной из первых в районе по внедрению в образовательный процесс дистанционных образовательных технологий. Реализация образовательных программ с применением дистанционных технологий особенно актуальна в условиях Алтайского края и Панкрушихинского района в частности, в котором некоторую долю школ составляют удалённые малокомплектные образовательные учреждения с кадровым дефицитом.
В 2012-2013 учебном году планируется введение дистанционных образовательных технологий ещё в трёх школах района: МКОУ "Подойниковская сош имени Героя Советского Союза М. И. Рогачёва", которая будет внедрять внутришкольную модель, МКОУ "Луковская сош" и МКОУ "Высокогривская оош", внедряющие малокомплектную модель.
Проблема обучения детей-инвалидов — в центре внимания страны и края. Не остался в стороне и наш район. Для одного ребёнка-инвалида с сохраненным интеллектом поставлено оборудование, и он этот учебный год обучался дистанционно через Бийский педагогический лицей. Сделана заявка на поставку оборудования еще для одного ребенка.
В новом учебном году МКОУ "Панкрушихинская сош" станет опорной площадкой по введению и реализации нового учебного курса экономики в 10-11 классах (Проект Европейского Союза Tempus). Педагог Панкрушихинской школы Иванов А. В. прошёл соответствующие курсы, где освоил позицию преподавателя как организатора и консультанта, запускающего и направляющего деятельность школьников в учебной фирме.
В районе переоснащены 50% школьных библиотек-медиатек в библиотечно-информационные центры, на развитие которых из краевого бюджета выделено 510 тыс. 300 рублей. На эти средства закуплено 49 единиц компьютерного оборудования (ноутбуки, МФУ, проекторы, экраны), обновлена нормативно-правовая база деятельности библиотек, становящихся центрами информационной инфраструктуры современной школы.
В рамках КПМО из федерального бюджета на пополнение фондов библиотек общеобразовательных учреждений учебниками и художественной литературой выделено 816 тыс. 900 рублей. На сегодняшний день все деньги освоены (2937 экз. учебников, 838 шт. — художественной лит.), благодаря чему процент обеспеченности учебниками по району увеличился до 98.
С 1 сентября 2012 года во всех регионах четвероклассники начнут изучать курс "Основы религиозных культур и светской этики". В нашем районе 168 четвероклассников будут изучать нововведённый курс. 106 учащихся выбрали модуль "Основы православной культуры", 62 учащихся — модуль "Основы светской этики". На 100% обеспечены учебниками учащиеся и необходимой методической литературой педагоги, реализующие данный курс.13 педагогов нашего района прошли соответствующие курсы в АКИПКРО и АлтГУ.
Одна из задач курса заключается в том, чтобы ребята позитивно воспринимали взгляды других конфессий, не считали их чуждыми и непонятными.
Президентская инициатива "Наша новая школа" ставит целью сделать учителя ключевой фигурой современного общества.
Существует большая проблема: всё меньше выпускников педагогических заведений идут работать в школы. А те, которые приходят, не всегда выдерживают современных требований к работе. Об этом шла речь на краевой августовской конференции.
Сегодня в системе общего образования района работают 208 педагогов, в системе дошкольного образования — 29, в системе дополнительного образования — 18. Среди педагогических работников общеобразовательных школ II категорию имеют 35 педагогов, I категорию — 76, высшую — 29.
Педагоги района периодически проходят курсы повышения квалификации в разных вариантах (очно-заочные, дистанционные). В рамках КПМО нашему району на персонифицированные курсы выделено 248 тыс. 300 рублей. На сегодняшний день 14 педагогов уже прошли курсовую переподготовку, остальные пройдут до конца года.
В течение последних лет функционирует система конкурсов по поддержке педагогов с целью повышения престижа учительского труда, распространения новых технологий в организации образовательного процесса.
В декабре 2011 года проведен традиционный конкурс "Учитель года", в котором приняли участие пять педагогов из четырёх школ района. Победителем первого районного этапа конкурса стала Гладких М. Д. (учитель начальных классов МКОУ "Панкрушихинская сош"). Она приняла участие во втором этапе конкурса в г. Барнауле. В финал не вышла, но район представила достойно. Управление Алтайского края по образованию и делам молодёжи наградило ее Благодарственным письмом.
Работа по освоению новых стандартов требует развития эффективной системы оценки качества образования. Уже несколько лет выпускники основной школы проходят государственную (итоговую) аттестацию в новой форме. Аттестованы по итогам года 1378 обучающихся 2-11 классов. Обученность учащихся составила 99,9%. Показатель выше прошлого года на 0,6%.
Аттестовано на "отлично" 78 человек, что составляет 5,7% от общего числа детей, подлежащих аттестации, что выше прошлогодних результатов на 0,4%.
Аттестовано на "4" и "5" 508 человек, что составляет 36,9% от общего числа детей, подлежащих аттестации, что ниже результатов прошлого года на 3,1%.
В сравнении с прошлым годом наблюдается снижение качества знаний обучающихся на 2,8%. Повысили качество образования в сравнении с прошлым учебным годом образовательные учреждения: МКОУ "Высокогривская оош", филиалы в с.Кривое, п. Борисовский. Остальные школы снизили качественные показатели по сравнению с прошлым годом. Повысили качественные показатели, но не преодолели среднерайонный рубеж в филиале п. Ленский.
Сравнительный анализ качества знаний по предметам на второй и старшей ступенях свидетельствуют о том, что самый низкий уровень качества знаний по праву (42,2%), химии (44,1%), физике (46,6%), русскому языку (48,6%), математике (49,9%).
По итогам учебного года к выпускным экзаменам были допущены 80 одиннадцатиклассников, 14 выпускников 12 классов.
Высокие баллы по предметам набрали выпускники: МКОУ "Панкрушихинская сош": русский язык — 95 (учитель Суханова Н. А.); математика — 77 (учитель Кудрявцева Т. А.); физика — 60 (учитель Илларионов А. И.); обществознание — 72 (учитель Буркова И. В.); химия — 68 (учитель Даничкина Т. В.); история — 71 (учитель Буркова И. В.); биология — 77 (учитель Скоринская Е. Н.); МКОУ "Подойниковская сош": информатика — 73 (учитель Краюшкина Н. А.).
Окончание на 4 стр.
Средний балл, превышающий краевой, набрали по физике, математике, химии выпускники МКОУ "Панкрушихинская сош"; по обществознанию — выпускники МКОУ "Романовская сош" (учитель Карнаухова Т. П.), "Луковская сош" (учитель Кексель Л. И.); по химии — выпускники МКОУ "Романовская сош" (учитель Бауэр Т. Н.), "Велижанская сош" (учитель Тайдарова С. А.); по биологии — МКОУ "Романовская сош" (учитель Бауэр Т. Н.); по информатике — МКОУ "Подойниковская сош" (учитель Краюшкина Н. А).
В этом году в ГИА участвовало 137 выпускников по математике (93,8%), 138 по русскому языку (94,5%), 8 — по физике (5,5%). По результатам итоговой аттестации 84,7% выпускников 9 классов показали базовый уровень знаний по алгебре, 94,9% — по русскому языку. По сравнению с 2011 годом успеваемость по алгебре понизилась на 3,4%, а качество на 29,3%, по русскому языку успеваемость повысилась на 2,2 %, а качество — на 11,8%.
По результатам итоговой (государственной) аттестации 97,5% (2011 г. — 97,6%) выпускников дневных школ и 50% выпускников классов заочного обучения (2011 — 100%) получили аттестат о среднем (полном) общем образовании, в том числе 7 выпускников награждены золотой медалью "За особые успехи в учении" (2011 — 2), один — серебряной (2011 — 4), и 100% выпускников 9 классов получили аттестат об основном общем образовании, в том числе, два — особого образца.
Выстроить модель "Новой школы" невозможно без интеграции информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.
На сегодняшний день один из основных показателей материально-технической базы информатизации образования — количество учащихся на один компьютер. В районе он составляет 8 детей.
В своем распоряжении школы имеют 172 компьютера (из них 39 ноутбуков), 48 мультимедийных проекторов, 24 интерактивные доски, 24 принтера, 6 сканеров, 38 МФУ. 85% всех школьных компьютеров имеют выход в сеть Интернет.
Учащиеся школ района участвуют в Интернет-олимпиадах, Интернет-конкурсах, проектах. Большое количество педагогов нашего района приняло участие в краевых конкурсах. Дипломами участников краевого конкурса педагогов "Педагогическая мастерская" награждены педагоги Луковской школы: Стрекоза Н. А., Трушина С. М., Горбунова Н. А., а также Чертовских Н. А. (Высокогривская оош) и Мут О. В. из Зятьковской школы. Гузева Н. М. (Луковская школа) стала лауреатом этого конкурса и награждена дипломом III степени. Хочется отметить участие педагога Зятьковской школы Киршинцевой О. В. во Всероссийской конференции "Интернет и образование". Оксана Викторовна была приглашена для очного участия с темой своего выступления: "Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы".
В районе действуют два учреждения дополнительного образования— МБОУ ДОД "Панкрушихинский ЦДТ", МКОУ ДОД "Панкрушихинская ДЮСШ", основной задачей которых является формирование у школьников индивидуальных творческих способностей, патриотизма, гражданской ответственности, развитие физически и нравственно здоровой личности. Дети имеют возможность заниматься художественно-эстетическим, научно-техническим, декоративно-прикладным творчеством, исследовательской деятельностью.
Общий охват школьников организованным досугом в течение 2011-2012 учебного года составил 92%. За 2011-2012 учебный год воспитанники творческих объединений и спортивных секций стали участниками более 40 конкурсов и соревнований окружного, краевого, межрегионального и Всероссийского уровней. В 26 конкурсах и соревнованиях получили награды победителей и призёров.
Традиционным в конце учебного года стало проведение чествования и награждения грамотами Главы района и памятными подарками районного Совета предпринимателей одарённых школьников, добившихся высоких результатов в учебе, творчестве и спорте.
Педагогический коллектив Центра детского творчества — это сплочённый коллектив единомышленников. Педагоги Центра показывают высокий уровень педагогического мастерства в конкурсах различного уровня. Пять педагогов участвовали в окружном этапе краевого конкурса "Методический марафон-2012". Фризен О. Г. награждена дипломом I степени, Незбудей Л. И. и Кудрявцев Н. И. отмечены дипломами II степени, Осипова И. Д. — дипломами II и III степени. Тихонов С. А. стал победителем окружного этапа конкурса педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям" и участником краевого конкурса. Богачёв П. М. участвовал в краевом конкурсе молодых специалистов в сфере детского каникулярного отдыха "Штурманы детства". Фризен О. Г. приняла участие в краевом конкурсе "Учитель здоровья-2011". Педагоги Арсеньева О. В. и Осипова И. Д. приняли участие в конкурсе социальных проектов в сфере молодёжной политики с проектом "Город Мастеров" и выиграли грант в размере 20000 рублей. Данная материальная поддержка поможет проводить мастер-классы не только с воспитанниками Центра, но и с жителями района, что, безусловно, будет способствовать популяризации декоративно-прикладного творчества.
Педагоги Центра Фризен О. Г. и Арсеньева О. В. приняли участие в конкурсе грантов Губернатора Алтайского края в сфере экологического воспитания, образования и просвещения с проектом "Экологическая тропа" и выиграли грант в размере 30000 тыс. рублей. Благодаря этой финансовой поддержке на территории Панкрушихинского заказника силами педагогов Центра и участников летней профильной смены оборудована экотропа.
Детско-юношеская спортивная школа является центром физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Стало доброй традицией проведение Спартакиады школ района, которая включает в себя лёгкую атлетику, спортивные игры, шахматы и т.д.
Проведение муниципального этапа Всероссийских спортивных соревнований школьников "Президентские состязания", в котором приняли участие команды базовых школ, а также участие команды-победительницы МКОУ "Панкрушихинская сош" в краевом этапе, который проходил в Егорьевском районе, стало возможным благодаря финансовой поддержке Общественного Совета предпринимателей при Главе района. Из 22 команд, участвующих в краевом этапе соревнований, команда Панкрушихинской школы заняла 9 место.
Хотелось бы остановиться на проблеме сиротства: число детей, получающих статус сироты, ежегодно увеличивается. Причин тому много: рост числа детей, рожденных вне брака, материальные и жилищные трудности родителей, алкоголизм и наркомания. Одна из основных — безработица и невозможность обеспечить трудом себя и детям нормальное существование. На данный момент из 51 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях Панкрушихинского района, только 7 детей — сироты, а 44 — дети, оставшиеся без попечения родителей. Из 31 воспитанника Панкрушихинского детского дома только один ребенок — сирота. Это очень тревожный показатель нравственного состояния общества. В комитете по образованию на сегодняшний день на учете стоит 53 семьи, находящихся в социально-опасном положении, в них 90 детей. Но не стоит воспринимать такие семьи как безнадежно обреченные. Классным руководителям и общественным инспекторам по охране прав детства и всем организациям системы профилактики сиротства предстоит сложная работа — сплотить семью, подготовить ее к сотрудничеству, сделать более сильной, уверенной в том, что семья не одинока, а главное — оградить детей от негативных эмоций, настроений. И примеры тому есть. В прошлом году семья Гомоновой О. М. из Панкрушихи участвовала в конкурсе на соискание гранта Губернатора опекунам, дети которых достигли особых успехов в учёбе и творчестве, и стала победителем. А семья Зельцер О. В. и А. А. из Луковки в краевом конкурсе на лучшую приёмную семью в номинации "За лучшую визитную карточку" одержала победу.
Коллеги! Хочу публично поблагодарить всех родителей, учащихся, руководителей и трудовые коллективы предприятий и организаций, оказавших помощь в подготовке образовательных учреждений к новому учебному году. Благодаря общим усилиям сегодня школы готовы.
Главной целью и главным результатом нашей работы в 2012-2013 году должно стать повышение качества всей нашей работы, качества предоставления образования. Важнейшим индификатором достижения этой цели является удовлетворённость результатами нашей работы жителей района, педагогических работников, родителей, учащихся.
Хочу поблагодарить всё педагогическое сообщество района за ту большую и самоотверженную работу, которая позволила нам в прошедшем учебном году достичь значимых результатов в развитии и совершенствовании образования, вывести его на новый качественный уровень.
Счастья вам, здоровья, успехов и улыбок ваших учеников, радости творчества и новых свершений на благо образования.
ТХ на 1 сентября