"Вместилище эмоций – вот что такое художник"
- **Подробности**
- **Категория: Газета ТРИБУНА ХЛЕБОРОБА**
- **Опубликовано **23.10.2013 03:06****
- **Автор: Трибуна Хлебороба**
- **Просмотров: 1075**
Твое дело
"Вместилище эмоций – вот что такое художник"
Слова известного художника Марка Шагала применимы к каждой творческой личности. Но сегодня мы хотим вас познакомить с работами Сергея Бухтина, который сейчас учится и работает в Барнауле. Вот, что он рассказывает о себе.
Сколько себя помню, столько я и рисую. Большинство воспоминаний из дошкольного детства "всплывают" либо с ручкой, либо с фломастерами в руках. В расход шли все листы, на которых было хоть сколько-нибудь свободного места. Все ненужные документы с маминой работы, распечатанные с одной стороны, неслись к нам домой. Иногда попадались и нужные — и тогда маме приходилось сдавать начальству изрисованные отчёты. Родители видели мою тягу, и во втором классе папа отвел меня на кружок рисования — лично передал в руки моих будущих мастеров — Незбудей Сергея Леонидовича и Надежды Ивановны, за что я ему очень благодарен. Кружок тогда был ещё в средней школе и делился на две группы — в одной были те, кто помладше, и только учились рисовать, а в другой — ребята постарше: у них был уже определённый навык. Сначала, конечно, я был в первой группе, занятия в которой в основном проводила Надежда Ивановна. Второй группой занимался Сергей Леонидович. Ученикам второй группы я по-хорошему завидовал, ведь они тогда уже делали репродукции настоящей живописи, причём, весьма достойные.
Их работы до сих пор висят в Панкрушихинской школе.
Потом изостудия переехала в ЦДТ, там я развивал свои способности. Пожалуй, самое яркое воспоминание из того периода — это написание картины для детской поликлиники. Это была большая картина метров, наверное, пять на три (точно не помню). Ее делал костяк изостудии во главе с Сергеем Леонидовичем. На ней были изображены доктор Айболит рядом с деревом и различные зверюшки вокруг на фоне кустов, деревьев и т.п. Мне досталось делать обезьяну, забинтованного тигрёнка, коалу и различные участки фона. Направление работы было на отвлечение детей от больничной обстановки, поэтому мы старались всё сделать ярко и передать максимум позитива — от такого рода рисования сам по полной заряжаешься энергией.
Через некоторое время Сергей Леонидович стал обучать костяк академическим рисунку и живописи. Потому как в изостудии не предусматривалось серьёзных занятий, а в Панкрушихе не продавалась краска, мастера выдавали нам их из своих запасов. Обучение проходило серьёзно, как со стороны мастеров, так и учеников. Иногда, когда учебные заведения были закрыты на карантин из-за сильных морозов, я приходил к ним домой, хоть они и жили в другой стороне села. Это было вдвойне интересней, потому что можно было посмотреть их картины, работы со времён обучения в Новоалтайском художественном училище, эскизы, зарисовки...
Интерес к искусству постоянно возрастал. Я участвовал в конкурсах, занимал какие-то места. Один раз услышал, что собирается группа учеников для поездки на профильную художественную смену в город Барнаул — меня среди них не оказалось. Я пошёл к руководителям ЦДТ. Там мне сказали, что они ничего не решают, все решения принимаются в Панкрушихинском районо. Я, четвероклассник, пошел к руководителю районо с вопросом "почему меня не берут в поездку?". Там мне ответили, что едут те, кто занимали первые места, много где участвовали и т.п. После того, как я выложил на стол внушительную стопку грамот, им ничего больше не оставалось, как взять меня в эту поездку.
Через некоторое время педагогов Незбудей позвали работать в Барнаул. Поначалу я продолжал ходить в изостудию, но вскоре понял, что это не то. Для меня обучение продолжилось дома. Шло время. Я отучился первую четверть десятого класса и на каникулах поехал к сестре в гости в Барнаул. Там решил повидаться со своими учителями. На тот момент, как и по сей день, они работали мастерами различных дисциплин по профессии художник в 42-ом училище. Мы созвонились, встретились в училище. Я там оказался весьма кстати, вскоре должна была состояться выставка в честь приезда монгольских коллег в училище. Оформлением выставки как раз занимался Сергей Леонидович. Весь день мы колотили и красили рамки для выставки, в процессе этого он рассказал мне об этом месте, направлении, сути обучения... Вечером я позвонил родителям и сказал, что остаюсь. Это был шок для всех.
Я очень благодарен родителям за то, что они смогли меня отпустить. Художник — это одна из многих профессий, которой обучают в этом училище. Следующие четыре года, наряду с общепринятыми дисциплинами, я профессионально обучался живописи, рисунку, керамике, росписи по дереву, композиции, цветоведению, пластической анатомии и др. Как оказалось, там же обучалась и моя землячка и коллега по изостудии Алёна Тен. Когда я туда пришёл, мой класс рисования в отдельных направленностях отставал от уже четверти учащихся-одногруппников, но уже к новому году я мог дать фору большинству учащихся группы. Обучение проходило очень активно. Наша группа всегда находилась в авангарде, как многие группы художников. В связи с этим нас награждали различными поездками и экскурсиями. Таким образом мы побывали на турбазах Горного Алтая, на родине Г. Титова в Косихе, Шукшина в Сростках, на заводе "Коксохим" в Заринске. Самое запоминающиееся событие обучения — поездка на недельный пленэр дикарями в деревню Саввушка. Мы разбили палаточный лагерь на берегу озера Колыванское. С утра вставали, иногда делали серьёзную пробежку и весь день писали природу, делали эскизы, карандашные зарисовки. Там очень красивая местность и всё усыпано характерными "блинчатыми" скалами. Тогда я понял, что ничто так не оттачивает навык, как рисунок с натуры. Всего за неделю плотной работы с натурой наша база сильно улучшилась.
В последние месяцы обучения у нас началась практика. Мы разделились по трём направлениям: живопись, керамика, роспись по дереву. Каждый выбрал, что ему больше по душе, и каждый день делал продукт в указанном направлении и в нём же — дипломную работу. Я выбрал живопись. Мы писали картины в мастерской, все работы уходили в фонд училища. Дипломной работой у меня был большой пейзаж Горного Алтая. Дипломную я защитил на пять — работа до сих пор висит в училище.
По окончании училища я поступил заочно в АлтГУ на бюджетное место на кафедру искусств, дисциплина "Искусствоведение". Пошёл работать в строительный магазин. Рисунок опять стал домашним занятием. Дело, которое я когда-то считал одним из главных в моей жизни, оказалось на самом деле хобби. Устроившись на работу, продолжал искать работу по профессии. Интерес к искусству был настолько велик, что нашёл что-то более менее подходящее через два года. Устроился делать изображения на футболки. Дело это интересное, но развития там никакого не вышло.
Всё же смог найти компромисс. Сейчас работаю мастером нанесения декоративной штукатурки. Сам материал — это отличная альтернатива обоям на стенах, без стыков, моющийся, не повреждаемый. Он универсален в нанесении, в наши услуги так же входит создание фресок. Так что наряду с отделкой стен я периодически рисую плоскостные, объёмные, орнаментальные фрески. Для меня это незаменимый опыт как для художника, как и рисунок с натуры — рисунок на стене, это другой уровень. Имена Рафаэля Санти, Микеланджело Буонаротти мы знаем в основном по их фрескам. Но станковые рисунок и живопись я не оставил. По-прежнему дома у меня всегда натянут планшет или проклеен холст. Правда, процессы замедляются из-за нехватки времени. На данный момент я на четвёртом курсе. Техника, в которой мне больше всего нравится работать, — графика, тушь или просто карандаш. Люблю экспериментировать с различными видами бумаг, разных цветов, фактур, также разных карандашей.
На вопрос о любимой картине. Ответ, наверное, покажется шаблонным: его используют все деятели искусства — музыканты, поэты, архитекторы, но он наиболее точный. Картины, как дети, — невозможно какую-то любить сильнее, какую-то слабее. В каждой — что-то родное, в каждой — что-то своё.
"ТХ" 24 сентября 2013 г.