"Будущее края, района, страны — в ваших руках"
- **Подробности**
- **Категория: Газета ТРИБУНА ХЛЕБОРОБА**
- **Опубликовано **06.09.2013 07:39****
- **Автор: Трибуна Хлебороба**
- **Просмотров: 1054**
Большой педсовет
"Будущее края, района, страны — в ваших руках"
Из доклада В. А. Бородкина, председателя комитета Администрации района по образованию, на августовской педагогической конференции, состоявшейся 28 августа 2013 года.
Над чем работали
Прошел еще один учебный год — значимый и важный. На государственном, региональном уровнях был принят ряд важных программ, постановлений, направленных на дальнейшее совершенствование и развитие системы образования. Важное событие, которое в этом учебном году объединило представителей общественности и сферы образования — это принятие Федерального Закона "Об образовании в Российской Федерации", который вступает в силу с 1 сентября 2013года.
Тема нашей конференции — "Реализация приоритетных направлений в сфере образования Панкрушихинского района".
Основными направлениями развития системы образования Панкрушихинского района в прошедшем учебном году были:переход на новые образовательные стандарты; развитие системы поддержки талантливых детей; совершенствование учительского потенциала; изменение школьной инфраструктуры; сохранение и укрепление здоровья школьников; расширение самостоятельности школ.
Дошкольное образование
Говоря о планировании и организации деятельности по названным направлениям, необходимо сразу акцентировать внимание на том, что эта работа не ограничивается только собственно школами, так как школа не сможет обновиться в отрыве от детского сада и системы дополнительного образования детей.
Главной задачей в новом учебном году продолжает оставаться повышение качества предоставляемых образовательных услуг и доступность дошкольного образования для всех слоев населения. Основная проблема — нехватка мест в дошкольных образовательных учреждениях, хотя посещаемость в среднем по району составляет 75%. Охват дошкольным образованием детей 3 – 7 лет по району сегодня составляет 53%. Близится к завершению реконструкция Велижанского детского сада "Сказка". Это улучшит ситуацию, но не решит проблему полностью. Поэтому стоит задача —в течение года открыть дополнительно группу в ныне действующем детском саду "Солнышко" на ст. Панкрушиха.
Качество дошкольного образования зависит от образовательной программы, принятой в учреждении созданной предметно-развивающей среды, профессионализма педагогов. Многое делается для создания комфортной среды педагогическими коллективами детских садов: "Берёзка", "Улыбка", "Солнышко", "Ромашка". В них наработаны и используются системы здоровьесберегающих технологий. Так, по итогам краевого конкурса "Детский сад Алтая-2012" МКДОУ "Берёзка" вошёл в 10-ку лучших сельских детских садов края и стал лауреатом конкурса.
Педагогические работники дошкольных учреждений повышают педагогическое мастерство, участвуя в профессиональных конкурсах различного уровня:районный конкурс "Воспитатель года" выявил лучшего — Шрейдер А. Г., воспитателя детского сада "Берёзка", которая в этом году достойно представила район, заняла первое место в номинации мастер-класс (заметьте, стаж педагогической деятельности — 7 лет) и награждена Почётной грамотой управления Алтайского края по образованию. Дипломом за 2 место и ценным подарком в номинации "Декоративно-прикладное творчество" награждены воспитатели детского сада "Берёзка" Логина Н. В., Тарантаева О. С., Шрейдер А. Г. — за участие в краевом конкурсе "Пожарная ярмарка- 2012".
На фоне позитивных тенденций в системе дошкольного образования существуют проблемы. Некоторые педагоги дошкольных учреждений не достаточно хорошо владеют методами и приемами работы с одаренными детьми. Со слов заведующих детских садов, отсутствие логопедов, психологов делает невозможным оказание своевременной коррекционной педагогической помощи нуждающимся детям, но ведь каждый воспитатель проходил обучение по этим направлениям.
Недостаточно развита преемственность между дошкольным и начальным уровнем общего образования. Работа строится в основном в организационном аспекте дублирования содержания, форм и методов в дошкольном и школьном обучении, что отрицательно сказывается на развитии познавательных интересов детей. У детей, поступающих в первый класс, слабо сформирована общая готовность к обучению, что приводит к сложности адаптации их к обучению в начальной школе.
Система дошкольного воспитания в силу своей специфики остается относительно изолированной системой образования, отсутствуют критерии и показатели. Следующая задача стоящая перед всеми нами — разработка критериев, которые позволят оценить степень подготовки выпускников ДОУ. Вся деятельность системы дошкольного образования района в новом учебном году должна обеспечить каждому дошкольнику тот уровень развития, который позволил бы ему быть успешным при обучении в начальной школе и на последующих ступенях образования.
По новым ГОСТАМ
С 1 сентября 2011г. началось введение Федерального государственного образовательного стандарта в начальных школах района. И уже третий год мы будем работать в заданном направлении. В связи с этим была обеспечена качественная подготовка к работе в начальной школе по новому стандарту. В настоящее время педагоги начальных классов всех школ района прошли курсовую подготовку по внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов, продолжается апробация стандарта начальной школы в 4 классе МКОУ "Панкрушихинская сош" (учитель Карпенко Н. Н.). Отдельной строкой стоит отметить, что новые ФГОСы меняют и традиционную систему дополнительного образования, которое фактически перестает быть дополнительным и становится обязательным образованием. На сегодняшний день перестроилась структура и содержание работы групп продленного дня и всей внеурочной работы, как того требовала данная модернизация. Для этого была значительно укреплена материальная база общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования, привлечён потенциал ЦДТ, спортивных и досуговых учреждений района.
Современная школа
В районе продолжается планомерная работа по созданию современных условий в школах. Кроме того, продолжена, начатая в рамках КПМО, работа по созданию современной школьной инфраструктуры: получены в 2013 году 2 транспортные единицы для перевозки школьников ("Урываевская оош", и "Романовская сош"; в четырёх школах района ("Романовская сош", "Велижанская сош", "Подойниковская сош", филиал в с. Зыково) на выделенные 334 тысячи рублей будут проведены работы по устройству санитарных узлов. Наряду с этим в филиале с. Зыково будет проведена замена оконных блоков и кровли на общую сумму 426 тысяч 200 рублей.
В рамках КПМО из федерального бюджета на пополнение фондов библиотек общеобразовательных учреждений учебниками и художественной литературой было выделено 504 тыс. 500 рублей. На сегодняшний день все деньги освоены (2617 учебников, 109 экземпляров художественной литературы), и книги доставлены до образовательных учреждений, благодаря чему обеспеченность учебниками по району составила 100%.
На сегодняшний день "Панкрушихинская сош" является одной из первых в районе готовой к внедрению в образовательный процесс дистанционных образовательных технологий. Наряду с ней с прошлого учебного года дистанционные образовательные технологии введены ещё в трёх школах района: "Подойниковская сош", "Луковская сош" и "Высокогривская оош".
Элементы дистанционного обучения уже используются в школах (подключение к системе "Сетевой город. Образование", в которой, в том числе, реализуется ведение электронных журналов и дневников, публикация и доступ к образовательному контенту, автоматизированные средства контроля знаний), и это позволило создавать благоприятные условия для внедрения дистанционных технологий в образование.
С прошлого учебного года "Панкрушихинская сош" стала опорной площадкой по введению и реализации нового учебного курса экономики в 10-11 классах, и уже 4 выпускника стали студентами экономических факультетов. С прошлого года в нашем районе началось изучение курса "Основы религиозных культур и светской этики". Одна из задач курса в том, чтобы ребята позитивно воспринимали взгляды других конфессий, не считали их чуждыми и непонятными, а итогом изучения курса должно стать уменьшение количества учащихся, состоящих на учёте в КДН и ЗП.
В качестве эксперимента в 33 регионах Российской Федерации, в том числе и у нас, в рамках трёхлетнего проекта "Доработка, апробация и внедрение инструментария и процедур оценки качества начального общего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами" осуществлялся данный проект. "Панкрушихинская сош" является участником эксперимента.
Педагогические кадры
Сегодня в системе общего образования района работают 236 педагогов, в системе дошкольного образования — 29, в системе дополнительного образования — 16.
Среди педагогических работников общеобразовательных школ II категорию имеют 22 педагога (2012 г. — 35), I категорию — 90 (2012 — 76), число педагогов с высшей категорией не изменилось — 29. В этом учебном году в нашу дружную семью вольются молодые специалисты:"Высокогривская оош" — учитель начальных классов Корнева С. С., "Урываевская оош" — учитель начальных классов Бондаренко Т. В., "Романовская сош" — учитель начальных классов Лоенко О. В., "Зятьковская сош" — учитель английского языка Ерофеева А. В., филиал "Панкрушихинская сош" в с. Кривое — учитель начальных классов Сидельникова М. А., Панкрушихинский детский дом — педагог-психолог Волина С. А., "Панкрушихинская сош" — вожатая Скрылёва Ю. В.
Педагоги нашего района периодически проходят курсы повышения квалификации в разных вариантах (очно-заочные, дистанционные). В рамках КПМО нашему району на персонифицированные курсы было выделено 162 тыс. 350 рублей, что позволит 20 педагогам до конца 2013 года повысить квалификацию.
В течение последних лет функционирует система конкурсов в поддержку педагогов с целью повышения престижа учительского труда, распространения новых технологий в организации образовательного процесса. В ноябре-декабре 2012 года проведен традиционный конкурс "Учитель года", в котором приняли участие пять педагогов из четырёх школ района. Победителем районного этапа конкурса стала Кузнецова Е. О. (учитель начальных классов, "Зятьковская сош"). Она приняла участие в краевом этапе конкурса, в финал не вышла, но район представила достойно.
Одновременно с этим конкурсом проводился районный этап краевого конкурса "Самый классный классный-2013", победителем которого стал педагог из "Панкрушихинская сош" Петухова Н. С.
Хотелось бы, чтобы такого рода мероприятия стали более массовым, руководителям школ необходимо активнее инициировать участие педагогов и представлять на конкурсы не менее одного участника. Эффективность работы администрации и коллектива тоже будет оцениваться по принципу: участвовали или нет, и по результатам конкурса тоже.
О качестве образования
Оценка качества образования является приоритетной в деятельности комитета по образованию. Она осуществляется на основе утвержденной системы ключевых индикаторов, характеризующих основные элементы качества образования (качество результата, качество условий и качество процесса). Основными процедурами оценки качества общего образования являются: единый государственный экзамен (ЕГЭ) в общеобразовательных учреждениях; государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений в новой форме (ГИА); мониторинговые исследования качества образования обучающихся в образовательных учреждениях; оценка результатов деятельности системы образования и условий осуществления образовательной деятельности; аттестация педагогических и руководящих работников образовательных учреждений; обеспечение системы управления образованием различных уровней аналитической информацией и вариантами управленческих решений; информирование внешних пользователей информацией о состоянии и развитии образования в районе; учредительный контроль.
Анализ показал, что за последние 3 года наблюдается отрицательная динамика качественных показателей учебной деятельности общеобразовательных учреждений: 2011 г. — 45,3%, 2012 г. — 42,5%, 2013 г. — 42,4%.
Показатели учебной деятельности
2013 г2012 г
усп% кач% кач%
"Панкруш. сош" 99,4 41,7 42,3
"Подойник. сош" 100 48,7 46,9
"Велижанск. сош" 99 41 43
"Романовск. сош" 100 42,6 40
"Луковская сош" 99 49 44
"Березовск. сош" 100 45,8 42,5
"Зятьковск. сош" 100 33,9 30,2
"Урываев. оош»" 100 46 44
"Высокогр. оош" 100 53,7 58
Филиал в с.Крив. 100 40 45
Филиал в с.Зык. 88,6 37 44
Филиал в п.Бор. 100 50 47,8
Филиал в п.Ленс. 88 36 34
Филиал в с.Берег. 100 43,7 46,8
По району 99,2 42,4 42,5
Об успеваемости
Успеваемость по району составила 99,2%, что на 0,5% выше, чем в прошлом учебном году. Только одна выпускница ("Панкрушихинская сош") награждена серебряной медалью "За особые успехи в учении" (2012 год: 7 — золотой медалью, 1 — серебряной), (2011 год — 2 золотой, 4 — серебряной). Задача для каждого общеобразовательного учреждения — ежегодно готовить как минимум одного медалиста, не зависимо от цвета металла, а Панкрушихинской — не менее трёх.
Аттестат особого образца об основном общем образовании получил один выпускник ("Луковская сош"), в 2012 г. — 2. Вопрос снижения количества выпускников 9 классов, закончивших на отлично, остаётся открытым. Учебный год на "5" по всем предметам учебного плана закончили 65 учащихся, что составляет 5% от общего числа аттестованных, это ниже, чем в прошлом учебном году на 0,75%. На "4 и 5" закончил год 491 ученик, или 37,5%; это выше показателя прошлого учебного года на 0,5%.
Одной из причин снижения качества обучения по - прежнему является отсутствие системной работы по организации преемственности начальной ступени и основного звена. Резервом для повышения качества обучения являются дети, имеющие одну "3", всего успевают с одной тройкой 77 учащихся (5,9%), 31 учащийся закончил учебный год с одной "4".
Следующая причина снижения и без того низкого качества обучения — организация внутриучрежденческого контроля, а вернее, бессистемность в его проведении. А ведь от того, насколько грамотно, целенаправленно, планово он проводится, напрямую зависит рост и объективность качества обучения детей. Анализ показывает, что всего посещено администрацией школ 560 уроков и 256 мероприятий, в прошлом учебном году — 632 урока, 283 мероприятия.
Причиной невысокого качества обучения являются пропуски занятий. Всего пропущено 94625 уроков (или 64,5 урока на 1 ученика), из них по болезни — 66461 урок (или 45,3 на одного ученика), по причине отсутствия подвоза на занятия (погодные условия, состояние дороги, поломка школьного автобуса) пропущено 8990 уроков (или 54,5 урока на 1 ученика), 3707 уроков пропущены без уважительной причины (2,5 урока на ученика). Практически не допустили беспричинных пропусков в МКОУ "Урываевская оош", в филиалах (кроме в с. Кривое).
Из-за климатических условий (сильные морозы, метели и т. д .), когда для учащихся педагогический процесс прерывается, администрациям школ необходимо держать на контроле систему выполнения домашних заданий с помощью программы "Сетевой город. Образование".
Государственная аттестация
Анализ результатов ГИА показал, что успешно справились с заданиями по русскому языку 89,8% обучающихся при качестве обучения 50,8%, средний балл — 27,8, т.е., по всем показателям по этому предмету по сравнению с прошлым годом произошло снижение: 2012 год — успеваемость 94,89%, качество — 63,5%, средний балл — 29,33. В разрезе ОУ результаты ГИА по русскому языку выглядят следующим образом: самые низкие показатели — "Берёзовская сош", филиал "Зятьковская сош" в п. Борисовский, филиал "Панкрушихинская сош" в с. Кривое; самые лучшие показатели: "Луковская сош", "Урываевская оош", филиал "Луковская сош" в п. Ленский. Значительно лучше по сравнению с 2012 годом результаты по математике, успеваемость увеличилась с 84,56% до 90,77 %, качество — с 26,47% до 55,4%, средний балл — с 12,1 до 16,12. Низкие показатели:"Берёзовская сош", филиал "Зятьковская сош" в п. Борисовский, филиал "Панкрушихинская сош" в с. Кривое. Высоких показателей добились:"Зятьковская сош", "Урываевская оош", филиал "Луковская сош" в п. Ленский.
В новой форме сдавали экзамен по физике 9 человек, общий результат: при 100% успеваемости качество знаний 55,6%, средний балл 19,44. Анализ выбранных экзаменов в традиционной форме показал, что приоритетными предметами являются обществознание, биология, география.
Проведение единого государственного экзамена (ЕГЭ) за курс средней (полной) школы было организовано по 2 обязательным и 7 предметам по выбору выпускников в ППЭ на базе МКОУ "Панкрушихинская сош". Востребованными предметами по выбору традиционно являются обществознание (54,7%), биология (17,3), история России (17,3). Удельный вес выпускников, выбравших эти предметы, в сравнении с 2011, 2012 годами, существенно не изменился.
Анализ показал, что в текущем году средний тестовый балл по району увеличился по всем предметам, кроме информатики и физики, а по литературе и химии превысил краевой показатель. По сравнению с прошлым годом сократилось количество выпускников, не прошедших пороговое значение, с 31 до 16 (с 36% до 21,3%).
Все выпускники, не прошедшие пороговое значение по обязательным предметам, успешно пересдали экзамен, т.е., в текущем учебном году все выпускники получили аттестат о среднем (полном) общем образовании (для сравнения: в прошлые годы среднее образование не закончили, получили справки вместо аттестата: 2012г. — 11 (11,7%), 2011 г. – 2 (2,2%), 2010г. — 7 (7,6%).
Успешно сдали экзамены выпускники: МКОУ "Панкрушихинская сош", у 65,4% результаты ЕГЭ выше среднего показателя (среднего балла) по району, у 58,7% выше краевого; МКОУ "Луковская сош" — 57,1% от общего количества сдаваемых предметов выше среднего показателя по краю и по району; МКОУ "Березовская сош" — у 38,9% выше районного, у 22% — выше краевого. Выпускники МКОУ "Панкрушихинская сош" в общей сложности получили 25 результатов 70 и выше баллов.
Методобъединение
Методическая служба строит свою работу на дифференцированной основе.
В районе создано 21 районное методическое объединение. Их деятельность направлена на осуществление методического сопровождения учебно-воспитательного процесса, инновационных процессов, развитие творческого потенциала учителей, что в конечном итоге способствует повышению качества обучения. Важным звеном деятельности РМО является проведение районных семинаров руководителей школ, учителей-предметников, классных руководителей. Традиционными в районе стали такие формы презентации опыта педагогических коллективов и отдельных педагогов, как участие в Интернет-конференциях и фестивалях.
Задача руководителей районных методических объединений — передовой опыт распространять в виде творческих отчетов МО, семинаров, конференций различного уровня, публикаций в педагогической печати, а также оказывать методическую помощь педагогам, участвующих в краевых и региональных конкурсах.
О профильной подготовке
Одним из важнейших путей является переход старшей ступени общеобразовательной школы на профильное обучение. Из-за низкой наполняемости классов только в трёх школах района — "Панкрушихинская сош", "Подойниковская сош", "Зятьковская сош" реализуются один, максимум два профиля обучения, как правило, социально-экономического направления. Выход из данного положения видится только в развитии сетевого взаимодействия школ района, в развитии разных форм дистанционного обучения. Базовые школы должны стать действительно базой для изучения каких-то одного-двух профилей, в зависимости от кадров и наличия оборудования. Профильные предметы здесь должны преподаваться на максимально высоком уровне специально подготовленными учителями.
О воспитании
Неразрывно с обучением педагогические коллективы учреждений образования занимаются воспитанием гражданина новой России, и, следовательно, воспитание — это управление процессом развития личности школьника.
В новом учебном году необходимо активизировать работу с родительской общественностью. Нас не может ни тревожить тот факт, что в последние годы ослабло влияние школы на формирование личности детей и подростков. Одна из основных причин здесь кроется в том, что из школы ушла системная воспитательная работа, что недостаточно плотно выстраивается связь с родителями учеников, особенно из семей группы социального риска.
Дополнительное образование
В районе действуют два учреждения дополнительного образования — "Панкрушихинский ЦДТ" и "Панкрушихинская ДЮСШ", основной задачей которых является формирование у школьников индивидуальных творческих способностей, патриотизма, гражданской ответственности, развитие физически и нравственно здоровой личности. Дети имеют возможность заниматься художественно-эстетическим, научно-техническим, декоративно-прикладным творчеством, исследовательской деятельностью.
О здоровье детей
Именно в школьные годы формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Да, во многом состояние здоровья ребенка зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно "кивать" только в их сторону нельзя. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги. К каждому ученику должен быть применён индивидуальный подход – минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. Несмотря на то, что очень многое в этом направлении в ОУ делается (это и организация горячего питания, удешевление питания за счёт выращивания овощей и картофеля на пришкольных участках, замена устаревшего оборудования в пищеблоках, большое внимание к проведению массовой работы по оздоровлению детей летом, пропаганда здорового образа жизни, организация спортивных мероприятий), над этим направлением нам ещё предстоит работать. Особое внимание сохранению и укреплению здоровья детей должно быть уделено в дошкольных образовательных учреждениях. Задача — поставить на высокий уровень работу по оздоровлению в каждом общеобразовательном учреждении.
О летнем отдыхе и занятости
Говоря о сохранении и укреплении здоровья, детей нельзя ни сказать об организации летнего отдыха и занятости.
В системе непрерывного образования каникулы в целом, а летние в особенности, играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей. Важным звеном в организации воспитания школьников стал образовательно-оздоровительный лагерь "Орлёнок". В условиях сложившейся экономической обстановки оздоровление и занятость детей в свободное от учёбы время приобретает особое значение. При отсутствии должного внимания со стороны педагога детская активность может проявляться в негативных для окружающих формах, поэтому вопросы организации детского досуга очень актуальны сегодня, также как и проблема организации культурного досуга.
О подготовке школ
Хочу публично поблагодарить всех родителей, учащихся, руководителей и трудовые коллективы предприятий и организаций, оказавших помощь в подготовке образовательных учреждений.
Задачи на предстоящий год
Главной целью и главным результатом нашей работы в 2013-2014 году должно стать повышение качества всей нашей работы, качества предоставления образования. В этом выступлении приведены только основные результаты работы системы образования района в целом. И хотя результаты рассмотрены с точки зрения реализации задач, стоящих перед муниципальным образованием, очевидно, что эффективность решения задач зависит от степени взаимодействия между различными учреждениями социальной инфраструктуры района. В то же время роль учителя в формировании образованной, конкурентоспособной личности трудно переоценить. Именно от педагогических коллективов, каждого учителя зависит будущее нынешних учеников, будущее нашего района, края, страны.
Фотоматериалы: "Молодые педагоги", "А. И. Попков, Глава Администрации района, награждает А. А. Николаеву"
"ТХ" 31 августа 2013 г.