Беккер Мария Францевна
- **Подробности**
- **Категория: Газета ТРИБУНА ХЛЕБОРОБА**
- **Опубликовано **18.02.2013 04:34****
- **Автор: Трибуна Хлебороба**
- **Просмотров: 1083**
История Алтая в именах земляков
Беккер Мария Францевна
Родилась в 1938 году в поселке Мариенбург Саратовскойобласти.
Село Велижанка Панкрушихинского района. Записала в июле 2012 года Дарья Алекса, студентка исторического факультета АлтГПА.
Депортация на Алтай
В 1941 году нас депортировали на Алтай с Саратовской области, поселок Маринбург, здесь мы оказались как переселенцы. Везли сюда поездом, в товарниках, везли целыми селами, по три-четыре села в поезде. Ехали очень долго, нас доставили в Камень. А здесь уже ждали с каждого поселка, тогда машин не было, на запряженных лошадях, называлась бричка. И сколько вмещалось, столько и садилось. И в каждое село, откуда были эти ездовые, туда везли людей: в Панкрушиху, в Луковку, в Романово. Так нас расселяли.
Привезли сюда маму, трех сестер и брата, отца у нас не было, его забрали в 1937 году, как всех забирали, по линии НКВД, 10 лет без суда и следствия ему дали, он ушел, мы его больше не видели.
Нас привезли не в Велижанку сначала, а в Куйбышев, а потом мы сами сюда перебрались. Он был как большой хутор, работы не было, только колхоз, и зимой не было работы. Вот мама сюда (в Велижанку) нас привезла на санках.
Жили плохо, семьи по восемнадцать-двадцать человек в одной комнате. Печка была, ни света, ничего тогда не было. Вот в одном углу одна семья, в другом — другая, в третьем — третья, еще одна семья на печке, одна между печкой и этой семьей, мы жили семнадцать человек.
Потом жили в землянке, такая маленькая землянка была, такое маленькое окошечко, комната. Приходилось очень трудно. У нас от дома, что осталось (привезенные вещи), приходилось ходить менять — отнесешь платья, товар какой получишь.
Мы все маленькие: мне 3,5 было, сестре 4,5 было. Мама работала в колхозе, потом маму забрали, как всех забирали в трудармию. Забирали всех: и мужчин, и женщин, кто подходил. Нас отправили в детдом троих, а старшая сестра одна по поселку ходила, то тут поживет, то там.
Говорили: немцам нельзя…
Всяко принимали… Люди же не понимали: кто понял, что мы переселенцы; кто думал, что мы с Германии привезенные. Даже спрашивали: кто у Гитлера рядом жил? А мы даже не видели Германию. Мы же все рожденные в Саратовской области, наши предки завезены 200 лет тому назад, еще Катерина завезла этих немцев.
Колхозы, примерно в 50-60-е годы, (кто) заработает: кого-то в Москву посылали, кого-то премировали. А нас (немцев) нет, если кто-то заработает, премию могли дать, но послать нет. Говорили: немцам нельзя!
А комендатура — это, примерно, вот в районе был комендант, назывался милиционер, и каждый месяц приезжал, и от четырнадцати лет все расписывались, что он здесь и за три километра за деревню не уйдет.
Сняли (отменили комендатуру) только в 1956 году, в декабре, и тогда только начали парней-немцев брать в армию. Везде притесняли, но которые люди очень принимали и помогали, не обижали, всяко было, как и сейчас.
Школьные годы
В школе сестра Фрида не училась, она дома (в Саратовской области) перешла в четвертый класс, а там по-немецки учили, здесь она работала. Ей было одиннадцать лет. В бригаде работала. А брат один класс закончил, хорошо учился. Мы с младшей сестрой учились. Она кончила пять, а я четыре класса в школе.
Мы ходили в деревянную школу. Очень много детей было, учились в две смены и еще вечерняя школа. А всякие кружки, кто в раздевалке, кто на сцене, кто в коридоре. А когда праздник, например, Новый год, даже в директорском кабинете занимались, в учительской.
Все жили дружно. Учителя были очень хорошие, они были не такие грамотные, как сейчас. Тогда учителя семь классов закончат, школу педагогическую пройдут, и все. Учитель был, хоть какой тупой ребенок — читать, считать, писать — всех учили, даже глупых оставляли после уроков. Это хорошо в то время было. Учителя местные были и приезжие, но в основном местные.
Парты в то время были очень старенькие, чернил не было, ручек не было. Чернила — из сажи, в трубе сажу возьмут, молочком разведут и писали. А ручки — с клена, с тополя, с любого дерева палочку отломишь… перья (вставляли). Чернила носили в пол-литровой бутылке. У кого маленький пузырек, у кого четок, но редко у кого чернильница была.
Поставим чернильницу, стоит: впереди макают, сзади макают, эти сбоку встают тоже макают. На класс было один-два задачника.
Тогда математики в начальных классах не было, была арифметика, грамматика, родная речь, чистописание, а потом уже с четвертого класса — история, естествознание, ботаника, тогда все это учили.
Чистописание — тетрадки были, учились красиво писать и чисто. Физкультура, пение.
Строительство домов
Землянки копали в конце улиц, много было на Партизанской — на краю. Там мы потом дом построили и жили. Саманный дом. Чтобы построить дом саманный, брали глину и солому и мешали, мешали и, как сруб, заливали и поднимали. Прибивали доски и столбы, по углам столбы были, туда забивали и заливали. Дня два-три пройдет, доски поднимут, и дальше заливают. Обшили. Он и сейчас стоит.
Крышу делали деревянную, перекрывали матку, клали доски или палочки — досок тогда не было. Просто выстругивали дровину, в бору не давали, а брали в околках (березовых). Стелили и опять мазали сверху, снизу и крыли крышу. Тоже мазали или пласты вырезали, растет трава (дёрн), кубиками топором вырубали или лопатой, поднимали (на крышу) и друг к другу клали. Она постепенно зарастала, и жили, не только мы так, люди многие жили.
Пола не было (земляной пол), где был, а где не было. Возьмешь глину, жидко сделаешь и тряпочкой затирали каждую субботу, чтобы дырочек не образовывалось, еще добавляли коровий помет и затирали.
Белили глиной, которую брали в бору. У нас есть такая ляга, там со всего края и даже с Новосибирской области приезжали за ней. Глина белая-белая называлась. И вот ездили обычно на ручных тележках: с метр примерно сделаны дощечки и две ручки и два колеса железные, где деревянные. Где кто что мог добыть, у кого побольше, у кого поменьше.
Тогда же ни железа, ни проволоки, ничего не было. У многих были (тележки). Правда, где очень белая (глина) была, где похуже, и делали такие колобки (из глины). Их сушили и к каждому празднику размачивали (в воде), и белили.
Были в селе и камышитовые дома. Их начинали строить как и саманные — ставили столбы, связывали пучками камыш и ставили его (между столбами вертикально), укрепляли, а потом с обоих сторон мазали, обшивали; снаружи мазали и обшивали. Камыш для этого заготавливали обычно осенью, когда он отцветет, и брали его на болоте в бору.
Ни в один год такого хлеба не было…
В 1954 году много целинников приехало. Они много сделали, много подняли целины и много работали. Ну, конечно, не все, но в основном, и много хлеба намолотили, ни один год такого хлеба не было. Хлеба огромное количество получали, еще колхоз был. Там (в Велижанке) машин не было, не могли вывезти. Так там, на бугру, размерили и туда ссыпали (хлеб). Ночью отгружали государству, прямо скирды лежали. За зиму и вывезли.
Они (целинники) жили нормально: были здания хорошие, где они жили. Их кормили, постель каждую неделю меняли, в бани их мыли. Отдельные даже остались. Женились.
Женщины три или четыре было, может, больше даже. Три девушки были трактористки, одна была токарь, одна была библиотекарь, одна была завклубом. Много было их. Расселили не только у нас, а во все поселки по всему району. У нас человек сорок.
Встречали по одежке
С полотна (льняного или конопляного) рубашки, штаны, юбки шили. Кто что мог. Раньше называлась рубашка нижняя — становина.
Женщины надевали и в этих становинах ходили. Мужики все ходили: длинные (рубахи) и поясом подвязанные. А зимой подвязанные вот были зипуны, не пальто, одежа такая, не фуфайка, а зипун назывался. Вот он сделан был из этого самого полотна с льна, с конопли и подшито что-то было — вата, подвязывался. Такие опояски выкладывали полосатые в деревне. Опояска (самотканый пояс) называлась: она была широкая, раза два-три завязывался, чтобы тепло сохранить.
Были обутки, были лапти. Обутки были сделанные из кожи под вид калоши, а подошвы всякие были, где что кто мог найти. Лапти… есть такие кусты, как же их называют, забыла. Драли их шкуру и плели лапти.
В лаптях вот в этих ходили, и в заводе. Были праздничные, были рабочие. А в заводе люди ходили, там цементный пол, маслозавод, была чурочка, вырезанная подошва деревянная и так приделан ремешок и в этом ходили, а зимой, кто в чем ходил. Лапти, обутки, потом уже валенки.
Тулуп — это самое дорогое, что могло быть в семье, тулуп или шуба. Тулуп, он большой, воротник большой, длинный и широкий.
Если завернуться в его, в телегу лечь — не замерзнешь, а шуба была короткая и аккуратная такая, овечья. Может, кожа наружу, а шерсть внутри и у тулупа, и у шубы. А у тулупа большой воротник и обычно сзади было буквами фамилия имя отчество (хозяйки) вышито нитками, чтобы не потерялся. Они порой поедут, мужики, так покидают эти тулупы, а потом схватят за воротник, свой наденут.
Такое совпадение бывает очень редко
Я была дояркой, а он тракторист. Так мы и познакомились. Два года дружили, пятьдесят два года прожили. Я, Беккер Мария Францевна, 1938 года, девочкой была, он — Беккер Геннадий Францевич, 1938 года рождения. Такое совпадение бывает очень редко.
И фамилия, и отчество, и год рождения, ну вот и поженились. Все не верили и думали или мы свои, или брат с сестрой.
Нам даже давали путевки в Москву за хорошую работу на десять дней, как сказать, по экскурсиям там ходить. А тогда в колхозе не было паспортов, паспорта дали уже при совхозе.
А нам надо было взять справки в сельсовете, что это именно мы. Но хорошо, что он положил военный билет и партийный билет в карман, и мы туда приехали. И был номер, все, заказанный от совхоза.
Приехали и нас расселяют — меня к женщинам, его к мужчинам в гостинице "Интурист". А потом уже, когда военный билет достал, а там я и дети вписанные, и нам дали отдельную комнату.
Новое поколение
Победа = мастерство + талант
30 января Панкрушихинская средняя школа встречала гостей. В этот день в стенах школы состоялась ежегодная торжественная церемония награждения победителей районных, зональных, краевых и Всероссийских олимпиад, конкурсов и проектов. На праздник были приглашены 90 учащихся (с родителями) и 21 педагог, которые на протяжении всего года, участвуя в различных конкурсах, проявляли свои знания, навыки, творчество, талант и профессионализм. По традиции открыл церемонию награждения директор школы А.И. Илларионов.
В числе награжденных — Ольга Васильевна Глухих, учитель технологии — в номинации "Победители заочных краевых, зональных и окружных олимпиад, конкурсов, проектов". Ее ученица Ирина Галузина победила в краевом конкурсе декоративно-прикладного и изобразительного творчества “Сибириада” в номинации “Вышивка”.
В минувшем году Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи предложило образовательным учреждениям края предоставить заявки-проекты на поставку оборудования для кабинетов технологии в рамках реализации Комплекса мер по модернизации общего образования. В результате отбора заявок, которые раскрывали эффективность работы школ, учебной и внеурочной работы учителя технологии, оборудование получили 24 общеобразовательных учреждения края. В том числе МБОУ "Панкрушихинская СОШ"! Проект Ольги Васильевны стал одним из проектов-победителей.
Награждение проходило по нескольким номинациям: "Победители районных предметных олимпиад", "Победители очных районных, зональных и краевых конкурсов, олимпиад, проектов", "Победители заочных районных, зональных и краевых конкурсов, олимпиад, проектов", "Победители дистанционных конкурсов, олимпиад, проектов", "Победители районных, зональных и краевых соревнований по спорту, военно-прикладным видам спорта и полиатлону".
Лидером в получении благодарственных писем стал ученик 10 класса Маркин Антон. Он является победителем краевого заочного конкурса "Радуга профессий" в номинации "Журналистское творчество", окружного конкурса литературных работ "Вдохновение", районного конкурса "Юные экскурсоводы", районного конкурса чтецов, посвящённого 75-летию Алтайского края и Году российской истории (руководитель Михайлова Г. А.), краевого заочного конкурса "Многогранная геология" (руководитель Рогач Г. В.), кроме этого Антон является участником краевого этапа Всероссийской предметной олимпиады по литературе.
Перед собравшимися выступили родители, учащиеся и учителя. Г. А. Михайлова, поблагодарив администрацию школы за поддержку всех творческих начинаний учащихся и учителей, сказала: "Конкурсы — это окно в удивительный мир творчества, это возможность преодолеть себя, свои сомнения и страхи, реализовать свою самую заветную мечту… Творческих крыльев вам за спиной!".
Мероприятие прошло в тёплой, семейной обстановке. Воспитанники учителя музыки А. Г. Аношенко исполняли и посвящали музыкальные подарки своим родителям, учителям и победителям.
Н. А. Суханова, заместитель директора по воспитательной работе
МБОУ "Панкрушихинская сош".