Стратегия развития пенсионной системы
- **Подробности**
- **Категория: Газета ТРИБУНА ХЛЕБОРОБА**
- **Опубликовано **09.10.2012 10:06****
- **Просмотров: 905**
Пресс-конференция
Стратегия развития пенсионной системы
Третьего октября во всех отделениях пенсионного фонда России прошла селекторная пресс-конференция, посвященная стратегии развития пенсионной системы до 2030-го года. На вопросы отвечали заместитель министра труда и соцзащиты Андрей Пудов и председатель правления Пенсионного фонда России Антон Дроздов.
Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы страны, разработанная по Указу Президента Министерством труда и Пенсионным Фондом пока документ не окончательный и обжалованию, что называется, подлежит. Обсуждать и оценивать ее будут до середины декабря, и лишь весной следующего года она уйдет в Госдуму. Так что пока можно говорить только о предложениях разработчиков.
Основными целями развития пенсионной системы являются гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения и долгосрочная финансовая устойчивость пенсионной системы.
Стратегия не содержит предложений по повышению общеустановленного пенсионного возраста — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.
Основным принципом тарифно-бюджетной политики является обязательность уплаты страховых взносов, а также установление единых тарифов страховых взносов в отношении всех категорий работодателей на приемлемом уровне страховой нагрузки. В связи с этим предлагается поэтапное приведение размера страхового взноса, уплачиваемого самозанятыми категориями граждан, в соответствие с уровнем пенсионных выплат. Сегодня их платеж в ПФР рассчитывается исходя из одного минимального размера труда и составляет 14,3 тыс руб., тогда как размер страхового взноса наемного работника достигает 112 тыс. в год, при этом пенсии обоих категорий граждан являются соразмерными.
Предлагаемая модель позволит экономически стимулировать работодателя к улучшению условий труда работников, а также изменить ситуацию, когда право на получение досрочных пенсий предоставляется безотносительно к фактическим условиям труда, показателям здоровья и трудоспособности работников и когда издержки по обеспечению прав на досрочную пенсию, по сути, несут пенсионеры.
Сохраняется право на назначение и выплату досрочных трудовых пенсий в рамках обязательного пенсионного страхования для лиц, имеющих “полный” для назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста стаж на соответствующих видах работ (далее — специальный стаж).
Лица, имеющие “неполный” специальный стаж и не сформировавшие права на досрочную трудовую пенсию, приобретают право на включение в специальный стаж периодов работы при уплате за них страховых взносов в увеличенном на дополнительный тариф размере, при этом они сохраняют право на назначение досрочных трудовых пенсий.
Предлагается также на основе положений, зафиксированных в коллективных договорах либо трудовых договорах и в утвержденных локальных нормативных актах, создать систему социальных гарантий в части, касающейся добровольного пенсионного страхования или негосударственного пенсионного обеспечения, в целях формирования дополнительных пенсионных прав указанной категории работников либо установления им надбавок компенсационного характера к заработной плате, либо предоставления иных видов социальных гарантий и компенсаций. При реализации этого подхода работодатели будут освобождаться от уплаты страховых взносов в увеличенном на дополнительный тариф размере.
В отношении лиц, не имеющих специального стажа, работодатели в рамках процедур социального партнерства могут предоставлять определенные социальные гарантии — право на корпоративную пенсию (“досрочную” и (или) дополнительную) или иные гарантии и компенсации, включая страхование на случай утраты заработка вследствие досрочной потери профессиональной трудоспособности в связи с длительной занятостью работников в условиях с опасными и вредными производственными факторами.
В качестве дополнительной гарантии для работников, занятых на рабочих местах, включенных в Списки, предлагается продлить программу государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений.
В условиях перехода на “эффективный контракт” в отношении педагогических, медицинских и творческих работников предлагается изменить механизм досрочного выхода на пенсию через постепенное увеличение требований к стажу, необходимому для досрочного назначения пенсии.
Проект Стратегии также предполагает реформирование института накопительной составляющей пенсионной системы.
В целях построения полномасштабной системы пенсионного обеспечения в рамках трехуровневой модели необходимо создание и развитие корпоративного пенсионного обеспечения.
Проект стратегии включает положения, направленные на совершенствование системы формирования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системы.
Основным принципом совершенствования системы формирования пенсионных прав является предоставление гражданам дифференцированного пенсионного обеспечения с учетом личного участия в государственной пенсионной системе солидарного характера, то есть размер пенсии будет зависеть от участия граждан в распределительной составляющей пенсионной системы и стажа работы.
В рамках новой системы должен обеспечиваться коэффициент замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка до 40% при нормативном страховом стаже и средней заработной плате.
При этом для среднего класса будут созданы условия для достижения приемлемого уровня пенсий за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах.
Предлагается на переходный период производить расчет трудовой пенсии исходя из нормативного стажа. В долгосрочной перспективе с учетом изменений демографической ситуации предусмотрено доведение нормативной продолжительности трудового стажа до уровня, обеспечивающего сбалансированность прав и обязательств (в современных демографических параметрах при 40 годах нормативного стажа уплаты страховых взносов).
В целях стимулирования более продолжительной трудовой деятельности для граждан, принявших решение работать после достижения пенсионного возраста и отсрочить назначение пенсии, предусмотреть ее установление в более высоком размере за счет введения льготного порядка перерасчета пенсионных прав.
В долгосрочной перспективе с учетом роста заработной платы и сохранения способности граждан к трудовой деятельности будет создан механизм по осуществлению выплаты пенсии работающим пенсионерам исходя из уровня оплаты труда.
Стратегию предполагается реализовать в 3 этапа, а также выделить ряд мер, осуществляемых на постоянной основе и (или), при необходимости, с учетом анализа развития экономической ситуации. Первый этап — 2013-15 гг., второй этап — 2016-20 гг., третий — до 2030 года.
Пенсионная система будет базироваться на трехуровневой модели:
1-й уровень — трудовая пенсия (государственная пенсия) в рамках государственной (публичной) системы обязательного пенсионного страхования, формируемая за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
2-й уровень — корпоративная пенсия, формируемая работодателем при возможном участии работника на основании индивидуального трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения;
3-й уровень — частная пенсия, формируемая работником (физическим лицом).
"ТХ" за 9 октября