Мой удел – беспокойная жизнь
- **Подробности**
- **Категория: Газета ТРИБУНА ХЛЕБОРОБА**
- **Опубликовано **10.01.2014 03:24****
- **Автор: Трибуна Хлебороба**
- **Просмотров: 1020**
История Алтая в именах земляков
Мой удел – беспокойная жизнь
Из воспоминаний учителя русского языка и литературы Высокогривской школы Болле Марии Григорьевны.
Мои детские и школьные годы пришлись на военное и послевоенное время. Это были трудные, голодные годы. Я росла в небольшой семье. Старший брат жил и работал в городе, мама работала в колхозе, а когда отца отправили на фронт, она стала заведующей нефтебазой вместо него. Младший брат учился в старших классах и тоже работал. Я не голодала, на столе у нас, кроме картошки, и драники были (оладьи из тертой картошки с добавлением муки), которые макали в вытопки из масла. Большие семьи терпели нужду и голод.
Спасали от голода картошка (но ее не хватало), ягоды, травы (особенно крапива и лебеда). Этим травам можно оды слагать, они многих спасли от смерти.
Держали люди животных и птиц, но продукцию от них сдавали государству по плану, который доводился на каждый двор.
Мы рано познали цену хлеба и всего, что нужно человеку для жизни. Мы были хорошими помощниками взрослым в домашнем хозяйстве и в колхозе.
Но каким бы трудным ни было время, детство оставалось детством со своими забавами, развлечениями, играми, сопровождаемыми звонким смехом, шутками. А их было предостаточно. Свое свободное время мы проводили в большом коллективе. На нашей улице (со странным названием "Бешеная") было очень много ребятишек, мы большими группами устраивали игрища, ходили в лес по ягоды и на речку.
1943 год
Я пошла в первый класс вместе со своей подругой детства Калужиной (Рогачевой) Валей. Учились мы в маленькой школе, которая находилась в сосновом лесочке. Правда, мне хотелось учиться в большой, которая располагалась в березовой роще (она и сейчас там стоит в селе Подойниково). В сильные морозы в классе был ужасный холод. На уроке мы сидели в одежде вокруг железной печки, в которой потрескивали дровишки. Но огромное желание к учебе всё преодолевало, хотя мы думали, что так оно должно и быть.
В 5-7 классах я училась уже в большой школе, это уже старшие классы. Учеба у меня была также на 1 месте, но уже были общественные нагрузки. Как лучшую ученицу назначили вожатой к пионерам 4 класса. С большой ответственностью и любовью я относилась к этой обязанности.
Знаменательным и радостным событием было вступление в ряды комсомола в 1950 г. И уже в средней школе с. Панкрушиха имела комсомольские поручения: как член комитета комсомола отвечала за успеваемость комсомольцев.
Самыми интересными были школьные годы, когда училась в средних (5-6) классах. Насыщенной была жизнь, как в школе, так и вне школы. Было стремление и желание только отлично учиться, быть всегда и во всем впереди, старалась не получать не только "2", но и "3". Только один раз я получила "3" по рисованию, столько слез пролила из-за такой отметки! Для меня не существовало понятия не выполнить какое-либо домашнее задание. Если что-то не успевала днем, то доделывала по вечерам при свете тусклого фитилька, вставленного в пузырек с керосином.
Трудноватым предметом для меня была физика. Если недопонимала какой-то материал, выучивала наизусть.
Был такой случай. По физике проводилась контрольная работа по какой-то теме, и я ее так близко к тексту учебника выучила, что учитель (Черных Н.М.) усомнился в том, что я не пользовалась учебником. После сообщения результатов он на перемене зазвал меня в учительскую и усовестил в том, что я сдула с учебника. Я со слезами возражала. Тогда он заставил меня прямо в учительской изложить материал. Я четко отрапортовала весь параграф, этим самым повергла его и других учителей в шок. Он похвалил меня, сказав, что за четверть пятерка обеспечена.
Кроме чтения книг для внеклассного чтения, много читала и других. Очень любила стихи, часто заучивала их наизусть. Любовь к поэзии я пронесла через всю жизнь. И до сих пор очень люблю поэзию. В моей личной библиотеке много книг со стихами, часто их перечитываю, воспринимая их смысл по-другому.
Уже в школе, преподавая литературу, учила детей вникать в смысл стихотворения и выразительно читать. При подготовке к смотру художественной самодеятельности моей задачей было научить ребят выразительному, осмысленному чтению стихов. И они всегда были победителями, т. е. занимали призовые места. А члены комиссии всегда отмечали моих ребят за выразительное, проникновенное чтение стихов.
В средней школе (8-10 классы) участвовала в художественной самодеятельности: читала стихи, пела в хоре, танцевала. Занималась в спортивных секциях, больше любила легкую атлетику, велосипед, лыжи. Участвовала в соревнованиях по легкой атлетике, велосипедному кроссу. Ездила защищать честь района в г. Барнаул и Троицк. А учителем сдавала нормы ГТО и получила грамоту за 1 место.
Да... Время идет, вносит в жизнь свои коррективы. Во всем в жизни большие перемены. Изменилась и школьная перемена. Зачем зовет звонок детей с урока? На отдых. Мы тоже спешили на перемену. Особенно большую. Бежали в коридор (зал), но не в столовую (нас тогда не кормили), а повеселиться. Мы брались за руки и водили хороводы, исполняя ту или иную песню, которая перемежалась танцами, опять же хороводными под свою песенную музыку, как говорится, под тра-ля-ля...
За хорошую и отличную учебу нас тоже награждали. И вот один пример такой награды. За первое полугодие за отличную учебу и примерное поведение на Новогодней елке, украшенной самодельными бумажными игрушками, меня наградили, … вручили несколько тетрадных листов (без корочек и скрепок) лощеной бумаги. Я безмерно счастлива была.
Была, как говорится, на седьмом небе от счастья. Эту радость не высказать, не описать. Я бережно держала их дрожащими руками… А дома спрятала на дно сундука и даже не помышляла их использовать для письма, а только время от времени их тайно доставала, чтобы полюбоваться и погладить рукой! Это было мое сокровище! Теперь можно представить масштабы той разницы: какие условия учебы были у нас и какие теперь!
По окончании школы для нынешних учеников проводят торжественные вечера с развлечениями, угощениями, на которых вручают аттестаты, свидетельства. А мы, чтобы получить документ об образовании, должны были заготовить или распилить несколько кубометров дров для школы.
Вот и окончены школьные годы. Как в песне поется "…Тропинка школьная моя, веди от школьного порога, пройди все земли и моря и стань счастливою дорогой…".
Для меня она стала, действительно, счастливой, так как привела меня опять в школу, но уже в качестве учителя. Сначала в качестве учителя немецкого языка, затем в качестве учителя начальных классов и впоследствии — учителя русского языка и литературы.
И пошла жизнь по школьным рельсам, по которым вела своих учеников в жизнь. И опять на первом месте — учеба, труд, пионерские и комсомольские дела.
По учебе, труду и общественной деятельности организовывались соревнования, итоги подводились 1 или 2 раза в месяц и отражались в настенном "классном" уголке. Уголок носил имя пионера-героя, за звание которого боролся отряд (класс).
Проводились трудовые десанты по сбору макулатуры, металлолома, березовых почек. Учащиеся старших классов помогали в уборке урожая, работали на току вместе с учителями ночью, убирали картофель. Проводились праздничные вечера.
Драмкружок, которым я руководила, ставил сценки, пьески. Отличными артистами были Курочкин Саша, Мягких Саша, Пенчинских Сережа, Фисенко Нина, Шелеманова Лариса, Фабер Люда, Дружкова Света и многие другие. А настоящим артистом 50 г. был Скабелкин Петя.
В районных конкурсах художественной самодеятельности наша школа занимала 1 или 2 места, особенно в художественном чтении и танцах. Отличными чтецами были Щеброва Света, Кочукова Галя, Фисенко Нина, Ларина Таня, Толстокорова Оля, Дружковы Оля и Таня, Масленкина Наташа. А наши танцоры не теряли 1 места все годы. Покоряли зрителей района и края такие танцоры как Жданова Оля, Миняева Оля, Масленкина Люба, Болле Оля, Кочукова Таня, Щеброва Галя. Галя была непревзойденной и в художественной гимнастике. На заключительных смотрах ей аплодировали стоя.
Моя мечта со школьных лет — стать учителем, а для этого необходимо педагогическое образование. Для учёбы в ВУЗе средств не было. Выход один – работа и учёба заочно.
Я поступила в Каменское педучилище, на второй год должна была сдавать государственные экзамены и — диплом на руках. Но подруга — коллега — посоветовала поступать в педагогический институт, не теряя года. Директор педучилища уговаривал не бросать учёбу, но я требовала документы, за что заплатила 75 рублей! И это была первая грубая ошибка молодости, за что я расплачивалась несколько лет.
В институте всё шло хорошо. Но опять я его оставила на втором курсе уже по семейным обстоятельствам. Ах, молодость, молодость! Сколько совершаешь необдуманных поступков!
50-е годы
Ну а на работе дела у меня идут хорошо. Я — трудоголик. Как в учебе, так и на работе стремилась занять только лучшие, только первые места. А иначе и быть не могло, так как я попала в лучшую школу района (по тому времени) под руководством прославленного в то время директора Махалёва С. И. А коллектив учителей! О таком можно только мечтать! Комсомолки, спортсменки, красавицы!
Вот их имена: Щеброва (Секирина) М. Г., Москаленко Л. И., Кожевникова З. Ф., Исакова В. И., Корнилова В. И., Дружкова (Афанасьева) А. И., Липских А. А., Толстокорова Н. М., Шуленина (Пчелинцева) Е. Т., Кондратьева В. Е. и Ляма (Болле) М. Г. Молодые, задорные, трудолюбивые. У всех был 2-3-летний стаж, только я со школьной скамьи. И здесь моими наставниками были Шуленина (Пчелинцева) Е. Т., Щеброва М. Г.
Кроме трудовых будней, мы участвовали в художественной самодеятельности. Вместе с сельской молодёжью устраивали концерты в клубе. В программе были пьесы, художественное чтение стихов, басен и т. д. На районных смотрах занимали призовые места. А на чем ездили? На тракторных санях в шубах и тулупах. Один пример. Возвращаясь со смотра, остановились в селе Подойниково, решили там дать платный концерт. Ночевали, где придётся: несколько человек у моей мамы в избушке-одностопке, заняв все "спальные" места: большую деревянную кровать, ящики, сундуки, пол. На следующий день (понедельник) опоздали на занятия. Директор объявил выговор и высчитал из зарплаты. Будет неповадно! Это нам стало уроком на всю жизнь.
60-70 годы
В коллектив вливаются новые силы. Наша школа держит первые позиции в районе по успеваемости, спортивным показателям, художественной самодеятельности.
Директор школы Щеброва М. Г. руководила коллективом ровно, умно, достойно. Как и положено, требовала дисциплины, проведения занятий на должном уровне. Ну и, конечно, наказывала за недостойное поведение.
На трудовом фронте у меня всё хорошо: учусь в институте (вновь поступила в 1968 году), в моём классе 65 процентов учатся на "4" и "5", два отличника: Патрин Миша и Мишуков Миша. Обобщен опыт моей работы в начальных классах. А Мария Григорьевна незримо продвигала меня вперёд.
В эти годы я ещё работала профоргом. Наша общественно-культурная жизнь била ключом. Художественный руководитель Аксёнова (Иванищева) Марина Михайловна. Ею был создан хор, куда входили мужья учителей и сельская молодёжь. Танцевальным кружком руководила Шамаева Мария (она худрук в клубе), в кружок входили взрослые и дети. Вокальная группа выступала не только в своём селе, но и гремела на весь район.
Мой муж, ворчавший на меня, "артистку", был втянут Марией Михайловной в художественную самодеятельность и даже купил баян, став в дальнейшем музыкантом на учительских праздничных вечерах. Было время у нас золотое — мы сами его сделали таким.
Есть такое изречение: "Учёба в молодости — резьба по камню, в старости — по песку". С трудностями семейными, болезнями я добралась до вершины, до цели — получила диплом по специальности "русский язык и литература". Мне была присвоена квалификация учителя русского языка и литературы в 1975 году.
75-85 годы
Жили и работали мы более-менее спокойно при Марченко Н. Н. Он хорошо вписался в наш коллектив, умело им руководил. Был хорошим мастером-оформителем. Внутренний вид нашей школы преобразился. Была оформлена комната боевой славы, в которой проводились встречи с участниками Великой Отечественной войны и другие торжественные мероприятия.
Человек всё понимающий, добропорядочный, ответственный. При подготовке любых мероприятий активно помогал учителям, т. е. не был сторонним наблюдателем.
Такие руководители везде нужны, его назначили зав. РОНО. А что в школе? Кто будет руководить? Марченко рекомендует меня и получается, как в поговорке: "На безрыбье и рак — рыба". Меня вызывают во все инстанции, убеждают, уговаривают. Ни одна бессонная ночь посетила меня. Трудно было принять правильное, выверенное решение. Кто даст правильный совет? Коллеги? Помнится, они все "вслух" молчали. Муж? Это тоже главная загвоздка в моём положении. Это не Щебров Я. А., который при Марии Григорьевне (жене) был завхозом на общественных началах.
Проработав несколько лет учителем начальных классов и преподавая разные предметы в старших классах, я знала, что с учащимися у меня полное взаимопонимание и взаимоуважение. И с коллегами полное понимание. Но есть огромная масса хозяйственных дел, а в то время их решал глава сельсовета, который был в селе Подойниково. Я понимала, что школьные дела нельзя пускать на самотёк (себе дороже), а, точнее, была патриоткой школы. Согласилась занять кресло директора.
Директор — стратег школьной жизни, завуч — тактик. Завучем стала Миняева Н. С.
Школа вошла в правильный рабочий режим, сбоев не было. В жизни и в работе с людьми не все проходит гладко. Так случилось и в моей должности.
Нужно было сокращать учителя, т. к. уменьшалось количество учеников. А это безболезненно не проходит. Кто не испытывал такое, не поймёт. Лично я попадала под сокращение. Но легче свою драму пережить, чем внести драму в чужую судьбу.
По совету РОНО были оставлены учителя с более высокими процентными показателями успеваемости (это было время процентомании). Я допустила грубейшую ошибку: сократила учителя, на преподавании которого сама училась, которая была награждена грамотами и медалью как передовой учитель. И я её сократила! Ужас!
Положение моё перед моим же лицом пошатнулось, я пала в своих глазах. Как перед иконой умоляла Патрину (Миняеву) Надежду Семёновну взять директорство, уповая на её молодость, ум, образование (мы вместе закончили институт). Так в тандеме работали с ней несколько лет. Надежда Семёновна уходит в декрет — я директор, возвращается — я завуч.
Моё директорство мешало моим предметам: хозяйственные дела, поездки, совещания в РОНО и т.д. Поэтому я постепенно ушла от директорства.
Как это важно — наработать практический опыт. С первых лет учительства я стремилась перенимать всё лучшее у таких педагогов как Кочукова З. Я., Юдина А. Н., Михайлова М. А. Находясь на курорте в Белокурихе в 1986 г., не теряя времени, познакомилась с учителями средней школы (она находилась рядом с санаторием) и взяла, переписала всё лучшее у них. Эта школа была богата передовыми учителями-языковедами.
Но со временем нарабатываю уже свой опыт, особенно в работе над сочинениями, что я считаю трудным разделом в обучении. Поступая в среднюю школу, мои воспитанники заслуживают похвалы, а на августовском методическом объединении преподаватель Барнаульского пединститута хвалит студентку Ларину Татьяну, которую я обучала.
Считаю, что таким предметам, как русский и литература надо отводить больше часов. Иначе как добиться грамотности по русскому языку и умению рассуждать по произведениям наших классиков?
Перестройка
Мой взгляд и отношение к событиям нового времени: "От любви до ненависти — один шаг". Это изречение стало как бы эпиграфом моей перестроечной жизни.
…Помню, как 10 марта 1953 года на страну свалилось огромное, вселенское горе. Умер великий вождь всех времён и народов — Сталин. Страна погрузилась в траур. Слёзы лились ручьём у меня, десятки горьких мыслей теснились в голове: как будет жить наша Родина без него, что будет с нами, кто сможет править страной, ведь больше нет таких, как Ленин и Сталин?
Помню, моя мама, Ляма Фёкла Андреевна, рассказывала мне, как была раскулачена "без вины виноватая". Я же была воспитана комсомолом, партией и как-то не придала значения маминой трагедии. Наверное, так приходилось поступать многим "строителям" счастливой жизни под мудрым руководством Ленина-Сталина. Впоследствии после разоблачения культа Сталина эпоха их правления была названа эпохой триумфа диктаторов и трагедией всего русского народа.
Так жизнь вносила коррективы в наше и моё сознание. Я была проводником дел партии, верила в правоту её политики. Детям, объясняя по теме "Коммунисты", внушала, что это лучшие из лучших. Любила и пела вместе с детьми песни "Ленин всегда живой", "И вновь продолжается бой". Это всё на словах, а требовалась тесная связь с жизнью — основное направление в воспитании учащихся.
Со временем я включилась и в перестройку, в которую так звал "Прожектор" по телевидению. А жизнь как нарочно подбрасывала такие моменты несправедливости, мимо которых уже невозможно было пройти. Пыталась найти правду, добиться справедливости. И мои хождения за правдой закончились тем, что выехали представители РОНО, райкома, райисполкома и …
Но я пережила, выдержала этот удар судьбы, как говорят "воскресла". Отказалась от часов в 8-10 классах, на малой нагрузке проработала год и ушла на частичную пенсию.
Но без школы и детей жить не смогла, потому и пришла в школьную библиотеку, где отработала десять лет.
Коллектив учителей (низкий им поклон и огромное спасибо) тепло проводил меня на заслуженный отдых. Н. П. Патрин изготовил медаль, которой "наградили" меня на юбилейном вечере, а Щеброва М. Г. посвятила мне свои стихи:
В твоей жизни всякое бывало:
Набегали тучи и шторма,
Ты почти из пепла
возрождалась
И к заветной цели шла и шла.
И учителей ты призывала
Меж собою искренними быть.
Как тебе за это попадало!
Но иначе не могла ты жить!..
Кто-то считает, перестроечные годы лихие, сумасбродные, а для меня они светлые — несущие надежду на то, что в России воцарится настоящая свобода, демократия, хотя разгребать завалы ещё долго придётся, так как свобода без чувства совести разрушительна и опасна для государства.
И о себе:
Пусть судьба в чёрном
теле держала,
Унижала, смиряла подчас,
Но независимая держава есть
В груди у каждого из нас!
Считаю: если хоть одному человеку ты привил любовь к своему предмету, и он пошёл по твоим стопам, значит, не зря ты трудился на ниве просвещения. Есть последователи и у меня, это Ларина Татьяна и Бондаренко Елена.
"ТХ" 23 ноября 2013 г.