Учитель во мне состоялся
- **Подробности**
- **Категория: Газета ТРИБУНА ХЛЕБОРОБА**
- **Опубликовано **06.09.2013 07:48****
- **Автор: Трибуна Хлебороба**
- **Просмотров: 817**
Память сердца
Учитель во мне состоялся
Воспоминания учителя Высокогривской
школы Галечян Любови Михайловны
Куда бы ни забросила человека судьба, в его душе остается всегда тот уголок, где он родился, где жили его родители. Мне жизнь подарила великое счастье не отрываться надолго от родных мест, от моей малой родины, алтайского села Высокая Грива, что тянется вдоль речушки Бурлы по кромке соснового бора.
В сибирской глубинке в речушку Бурлу,
Как в зеркало, смотрятся сосны, осины,
Поодаль березки ведут хоровод.
Край отчий, ты с детства мне милый.
Люблю я черемухи белый наряд,
К болотцу склоненные ивы;
Весенней порою в предутренней мгле
Мне по сердцу крик журавлиный.
А в летнюю пору деревня моя
Стоит на пригорке в истоме;
Купается в неге родная земля,
Ах, как все знакомо до боли.
Но рыжая осень пушистым хвостом
Расстелет листву под ногами,
Омоет село своим мелким дождем,
Вспугнет на полях птичьи стаи.
Пуховым платочком прикрывшись.
Зимой утонет вся в шапках из снега;
И с легким печным, душистым дымком
Плывет над селом запах хлеба.
Наши родители, Михаил Сергеевич и Ксения Ильинична Фирсовы, воспитывали в нас, четырех дочерях, любовь к своему селу, надеясь, что не очерствеют наши души и будет всегда в них теплиться любовь к родному очагу.
1965 год... Я, маленькая, худенькая деревенская девчонка, попрощавшись с родной школой, стала студенткой первого курса Каменского педагогического училища. Помню первую торжественную линейку, когда в душе творилось непонятно что: и радость, и смятение, и тревога. Вот тогда я поняла, что детство закончилось, и от этого в горле застревал комок, а на глаза наворачивались слезы. И когда на улице мне встретились неугомонные девчонки с белыми бантами в волосах, в белых фартучках, в платьицах с белыми воротничками и манжетами, я не смогла больше сдерживать слезы. Так хотелось домой, в родную школу, нарядиться в праздничную форму и беззаботно смеяться. Удержало одно — на 3-ем курсе училась старшая сестра Надежда.
Тогда я радовалась каждой поездке домой; знала, что увижусь с друзьями, одноклассниками. На зимних каникулах мы брали в школе лыжи (благо, что их в школе "на валенках" всегда было в достатке) и уходили на Красную горку, наше любимое место в детстве. Здесь часто собирали нас пионерские костры, здесь выпускники школы встречали зарю, а зимой отсюда мы неслись на лыжах почти до середины нашей речки Бурлы. И, конечно, всякий раз я старалась встретиться с любимыми учителями: Е. Т. Пчелинцевой, А. И. Дружковой, В. И. Сашниной, М. Г. Щебровой. Именно на их примерах, на том, как они учили, и зародилась во мне мечта стать учителем.
Сегодня мы живем в сложное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем или переосмысливаем. И, в первую очередь, это относится к нашему пройденному пути. Оглядываюсь назад и сейчас понимаю, насколько продуманно и интересно была организована подготовка будущих учителей в Каменском педагогическом училище. Здесь учили всему: общеобразовательным предметам и педагогике, психологии и методике преподавания, труду и спорту, музыке и танцам. Я не отрицаю значения в моем педагогическом росте Барнаульского института, но ростки будущего учителя во мне появились в стенах Каменского педучилища. Времени свободного было очень мало: то занятия, то кружки и спортивные секции, то репетиции в Доме культуры (танцевальная группа), то занятия и концерты в народном хоре Дома учителя, руководителями которого были преподаватели музыки Г. Г. Панков, а позднее — Н. А. Шабанов.
Еще интересней учиться стало на 2-3 курсах, потому что мы стали давать первые пробные уроки. А какая подготовка была к каждому из них! Хорошо помню свой первый урок чтения в третьем классе. Что мне пришлось пережить, поймет только тот, кто однажды был на моем месте. Урок был дан на "отлично". А иначе не могло быть! Потому что учительницей 3 - его класса 7-ой базовой школы города Камня-на- Оби и моим наставником-методистом была заслуженный учитель А. В. Васильева. Сколько энергии, таланта, строгости и доброты одновременно было в этой маленькой хрупкой женщине!
1969 год... Выпускной вечер в педучилище. Получение диплома, катание на катере по Оби и гуляние по улицам и набережной с песней, слова и музыку которой написал Г. Г. Панков:
Дай мне руку, верный друг,
Настал прощальный час;
Впереди экзамен главный —
Ждет работа нас.
Пронесем сквозь года,
С песней радость труда,
Педучилище родное
Будем помнить всегда.
Каменским отделом народного образования по распределению я была направлена на работу в Попереченскую восьмилетнюю школу имени Кири Баева. Радости моей не было предела, когда, приехав в с. Поперечное, я встретила там своих однокурсников Валю Черных, Галю Зятькову и Юру Рубцова. Поначалу радости поубавилось — директор школы Н. В. Кандели посетовал заведующему районо: "Спасибо за кадры. Один "детский сад"! Но заведующий районо И. В. Положей тогда с трибуны августовской педагогической конференции сказал: "Радуйтесь, Николай Васильевич, с этим "детским садом" Вы горы свернете!".
1972 год... Поступила на заочное отделение факультета иностранных языков Барнаульского педагогического института и вернулась в Высокую Гриву. Очень горжусь, что хоть совсем немного поработала в Высокогривской школе под руководством удивительно талантливого во всех отношениях Н. Н. Марченко. Сколько интересных задумок жило в голове этого человека. В школе он сам лично оформил Зал боевой славы, оказывал неоценимую помощь в организации школьных мероприятий, ввел традицию проведения "зарниц" для учащихся, а для учителей — сдачу норм по лыжной подготовке.
После окончания института в 1977 году с мужем и 3-х летним сыном Володей уезжаем в Армению. Сначала работала в СПТУ, учила будущих ковроткачих русскому языку и литературе. Потом — в школе. Вот где я гордилась званием "Учитель". В те годы в Армении учитель был поднят действительно на "ленинскую высоту". Это был самый уважаемый человек не только на селе, но и в городе. Забота об учителях руководителей района и совхоза чувствовалась во всем: от оснащения школьных кабинетов нужным оборудованием до снабжения учителей продуктами. Было трудновато — педагогический коллектив только армяне. Но всегда рядом был старший коллега, учитель русского языка и литературы Атабек Еритцян, заслуженный учитель. Языковой барьер мешал и на уроках.
При объяснении некоторых русских слов необходимо было переходить к толкованию на родном языке. Помню, я впервые на уроке сказала предложение на армянском языке, дети округлили свои черные глазенки и заулыбались. Я растерялась, спрашиваю:
— Я плохо говорю на армянском?
В ответ весь класс:
— Хорошо, хорошо, товарищ Люба (так было принято называть учителя).
— А почему смеетесь?
— Интересно...
Многие мои бывшие ученики из Арцвашенской средней школы помнят меня. Трагические события, произошедшие между Арменией и Азербайджаном, да и судьба разбросала их по всему свету, но они заходят ко мне на страничку в "Одноклассниках", знакомят со своими семьями, детьми. И это согревает душу.
Четыре года пролетели незаметно. После рождения дочери Олеси муж, видя мои переживания, слыша по ночам мои "охи" и "ахи" после каждой поездки на родину, сказал: "Все! Хватит! Едем в Сибирь".
Сначала пришлось поработать и в детском саду, и секретарем только что образованного Высокогривского сельсовета. Но с 1988 года — снова в школе на должности заместителя директора по воспитательной работе и учителя русского языка и литературы. Были удачи и промахи, но рядом были такие надежные друзья как Болле М. Г, Патрина Н. С., Козяк В. Н., Полянская Н. А., настоящие профессионалы, чуткие и внимательные.
Наступили, как говорят, лихие 90-е. Перед нашей школой, да, пожалуй, перед всей системой образования встала проблема выживания. В этот трудный период руководил Высокогривской средней школой Г. Н. Курвяков. Ему с верной помощницей по жизни и работе Галиной Ивановной удалось несмотря ни на что сохранить статус школы, потому что был у супругов Курвяковых за плечами большой опыт работы в системе образования.
А в 1999 году проблемами школы, которые успешно решал Григорий Николаевич, пришлось заниматься мне. Опыта, конечно, не хватало; финансирование школ было слабое, а материальная база — на нуле. А так хотелось влить в работу школы свежую струю, ведь педагогический коллектив был сравнительно молодой, средний возраст — 35 лет, из 20 учителей 15 — выпускники нашей школы. Хваталась за каждую соломинку. Очень помогали курсы повышения квалификации по предмету и, конечно, курсы по профессиональной переподготовке по управлению образовательным учреждением. Считаю большим плюсом, что курсы обычно проходили в Барнауле. Появлялась возможность побывать в некоторых школах краевой столицы, увидеть что-то новое, применить у себя в школе.
Никогда не признавала и не признаю дистанционной формы курсов повышения квалификации. Разве она могла заменить живое общение с такими мастерами педагогического труда как Н. А. Резяпкиной, О. А. Любимовой, Г. А. Цыбульской?! Бог наградил этих людей талантом, и этот их талант — в интересе к школьным проблемам, в жажде улучшать работу учителя, а иногда превращать в наших душах уныние в радость, безнадежность — в веру.
Мелькают, как близнецы, годы. Позади почти 39 лет учительской работы. У нас, учителей, разные судьбы, характеры и взгляды на жизнь, но дети — это то общее, которое нас роднило. И когда узнаешь о своих бывших учениках что-то хорошее, победу одерживают оптимистические нотки; и ты говоришь себе: "И все же учитель во мне состоялся!".
*****
На карте ты, как плачущая женщина,
И как тебя в стихах не воспевать!
Твоя история и твой народ, Армения,
Не разделимы, как Масис и Арарат.
Твой образ — терпеливый и израненный —
Увековечил с болью Абовян;
Эчмиадзин вознесся куполами,
Как символ веры всех армян.
На фресках и на плитах его каменных
Ученого монаха письмена —
Месроп Маштоц причудливые знаки
Как алфавит создал на времена.
Живет народ — живет его история.
И, если попадешь ты в Ереван,
Почувствуешь дыханье туфа розового,
Услышишь вежливое обращенье "джан".
*****
За околицей у села
Замерла березка в ожидании.
И, как будто девушка, ждала
Радостного, нежного свидания.
Но уже туман посеребрил
Росами распущенные косы;
Даже месяц в небе загрустил
И по травам блики свои бросил.
А березка все еще в мечтах
Шелестит зеленою листвою,
Видит заблудившихся в лугах:
Обо всем забыв, бредут там двое.
И она одарит тех двоих
Нерастраченной своей любовью,
Соловья попросит спеть для них,
Безудержно радуясь раздолью.
"ТХ" 3 сентября 2013 г.