Вопросы соблюдения требований закона о предотвращении и урегулировании конфликта интересов
- **Подробности**
- **Категория: Прокуратура информирует**
- **Опубликовано **04.12.2019 09:31****
- **Автор: Администратор**
- **Просмотров: 302**
Введение в российское законодательство понятия «конфликт интересов на государственной службе» обусловлено международными обязательствами Российской Федерации, вытекающими из Конвенции ООН против коррупции от 31.10.2003. Каждое государство-участник стремится, в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, создавать, поддерживать и укреплять такие системы, какие способствуют прозрачности и предупреждают возникновение коллизии интересов.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ) под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
При этом под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 статьи 10 Закона № 273-ФЗ, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми государственный служащий и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Государственный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у государственного служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Непринятие государственным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 11 Закона № 273-ФЗ).
Под указанные определения конфликта интересов подпадает множество конкретных ситуаций, в которых государственный служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей, составить их исчерпывающий перечень не представляется возможным.
Вместе с тем, необходимо особо выделить две из них, которые достаточно часто возникают, например, при взаимодействии с бывшим работодателем и трудоустройством после увольнения с государственной службы.
Первая, когда государственному служащему поручено реализация отдельных должностных полномочий в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до поступления на государственную службу.
В этом случае необходимо уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о факте предыдущей работы в данной организации и о возможности возникновения конфликтной ситуации. При этом, если представителем нанимателя будет установлено, что взаимоотношения государственного служащего с бывшим работодателем могут повлиять на объективное исполнение должностных обязанностей и повлечь конфликт интересов, он отстраняется от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении бывшего работодателя.
Вторая, когда государственный служащий решая вопросы, связанные с предстоящим увольнением со службы, намеревается в дальнейшем трудоустроится в организацию, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления.
Государственному служащему надлежит воздерживаться от ведения таких переговоров, а при поступлении соответствующих предложений от проверяемой организации необходимо отказаться от их обсуждения до момента увольнения с государственной службы. В случае если указанные переговоры о последующем трудоустройстве начались, следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности. Представитель нанимателя должен отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, с которой он ведет переговоры о трудоустройстве после увольнения с государственной службы.